Сегодня: понедельник, 10 декабря 2018 года
Курс валют: USD 0 EUR 0
Пробки: 5
Погода: -2 °C Облачно, снег Ветер: 6 м/с Влажность: 100%

Исторической набережной вернут подлинность и связь с природой. Если учтут мнения экспертов

В Чебоксарах началась работа над проектом реконструкции исторической части Московской набережной

17 июля 2018, 16:00 | Мой город Чебоксары
Фото: Максим Васильев, Этнер Егоров

Городские власти, похоже, решили продолжить практику вовлечения горожан в процесс проектирования общественных пространств. Весной этого года в Чебоксарах проходил воркшоп «МАРШ по набережной» с участием московских архитекторов, экспертов и активных горожан. Результатом его стала концепция Московской набережной, которая была одобрена руководством города и легла в основу проекта ее благоустройства.

13 июля в сквере Константина Иванова состоялся похожее мероприятие – семинар, организованный администрацией Чебоксар совместно с архитектурной школой «МАРШ лаб». Он дал старт четырехмесячной работе по разработке концепции исторической части набережной Волги, при этом состав экспертной группы оказался более чем внушительным. Помимо преподавателя МАрхИ и МАРШ Николая Лызлова и президента «МАРШ Лаб» Елены Гонсалес, в нее вошли руководитель бюро Рождественка и Школы реставрации Наринэ Тютчева, культуролог и эксперт по музейным пространствам Анатолий Голубовский и главный дендролог парка «Зарядье» Игорь Сафиуллин.

Поводом для нынешнего обсуждения стало одобрение Ростуризмом заявки на включение проекта «Чувашия – сердце Волги» в федеральную программу. Городские власти полагают, что у Чебоксар есть реальный шанс привлечь 2 млрд рублей, часть из которых может пойти на реконструкцию исторической набережной. Речь идет об участке, граничащем с одной стороны с Свято-Троицким монастырем и сквером Екатерины второй, с другой – со сквером Константина Иванова.

Заместитель главы администрации по социальным вопросам Алла Салаева отметила, что главная цель семинара – найти туристическую точку притяжения. Эксперты же не удержались от оценки того, что на сегодня уже сделано.

→ В декабре 2016 года был завершен первый этап реконструкции Московской набережной, в прошлом году был начат второй и третий этап.

Замечания экспертов показали, что несмотря на благие намерения городских властей благоустроить набережную, делалось это без должного анализа, исследований и наблюдений. Идеи чиновников и местных проектантов, похоже, пока не идут дальше прямых линий, асфальта (в лучшем случае плитки), обязательных велодорожек, спортивных и детских площадок, а также арт-объектов, не связанных между собой ни стилистически, ни исторически.

Наринэ Тютчева, руководитель бюро Рождественка и Школы реставрации:


 – Городская среда складывается из различных элементов, которые являются языком, на котором она говорит с горожанами. К этим элементам относятся покрытия, лавочки, ограждения, освещение. Если мы обратим внимание на то, что сейчас нас окружает на набережной, насобираем целую энциклопедию различных материалов, различных эпох, качеств, происхождений, которые не совсем дружат друг с другом. Эти противоречивые «высказывания» рождают хаос. И хаос недопонимания этой среды, в том числе. Выбирая материалы для материальной атмосферы набережной, нужно серьезно думать, что свойственно этому краю, природе и культуре, и на каком языке история Чебоксар может разговаривать со своими горожанами.

Анатолий Голубовский, культуролог, эксперт по музейным пространствам:


– Здесь существует проблема с подлинностью. Есть Свято-Троицкий монастырь – совершенно подлинный объект с настоящей монастырской жизнью. В тоже время мы сидим рядом с «Подземным городом». Существует городская история, про которую по какой-то причине никто не хочет говорить, потому что неловко. Тут же существуют ворота, которые еще называют «камин у папы Карло», и за этими воротами ничего нет. Их хотели сделать туристически привлекательными, но у меня такое ощущение, что горожане стараются не смотреть в их сторону, потому что им тоже неловко: «там было что-то действительно подлинное, а нам предлагают подделку». Если здесь мы разместим настоящие археологические объекты, и среди них будет «камин папы Карло», он убьет ту подлинность, которую мы попытаемся восстановить.

Николай Лызлов, руководитель бюро АМЛ, преподаватель МАрхИ и МАРШ:


– Если бы меня спросили, что хорошо здесь, и что плохо, на вопрос «плохо», я бы ответил: есть визуальный мусор, который мешает видеть. Это как сидеть в концертном зале, а кто-то будет кашлять и двигать стульями. Нужна тишина для того, чтобы услышать музыку. Для того, чтобы увидеть подлинные ценные вещи, нужно чтобы они были на достойном фоне.

Здесь мы видим подлинные элементы, которые принято называть объектами культурного наследия, теряющиеся среди большого количества малонужных вещей. Хочется от этой шелухи как-то избавиться. Здесь не должно быть строительства, парковок. Иногда не сделать – лучше, чем сделать. Нужно сохранить то, что есть, и внести то, чего не хватает, по моему мнению – природу. Если чего здесь и не хватает – это земли, травы и дорожек. Зачем эта плитка, широченные тротуары и лестницы в сквере Константина Иванова. Какие толпы народа собираются здесь ходить? Почему это не превратить в газон, траву и узкие грунтовые дорожки? Я понимаю, что сделано, то сделано. Но надо подождать – рано или поздно все развалится.

Софья Кудрякова, дизайнер-проектировщик городского освещения:


– Есть большой вопрос к городскому освещению. Свет сильно влияет на восприятие города в целом и позволяет совместить несовместимые вещи. Говоря о Московской набережной – это очень монотонное и простое освещение, которое делает среду плоской. Оно ничего не выражает, а просто все освещает. Нет магии света. Очень интересно было бы поработать с набережной, как со скульптурой, которая может быть освещена частично, в которой можно показать объем.  

Илья Петушков, транспортный инженер, эксперт Mobility In Chain:


– Сейчас на набережной организовано движение не только для пешеходов, но и для транспорта.  Возможно есть необходимость в подъездах и подвозах каких-то грузов на набережную, но в целом пешеходы и транспорт плохо дружат между собой. То пространство, по которому перемещаются люди, должно быть наполнено какими-то функциями, которых сейчас нет. Например, дополнительным озеленением, уличными активностями. Сейчас это место занимается проезжей частью. И, возможно, не стоило этого делать.

Игорь Сафиуллин, ландшафтный инженер, главный дендролог парка «Зарядье»:


– Повторить то, что было сделано в Зарядье, здесь не получится. Набережная – это не парк, это другая категория озеленения. Но от парка Зарядье мы можем взять природный стиль. Могут появиться купы купы кустарников, не перекрывающих взгляд, но прерывающих общую монотонность и прямолинейность набережной. На втором ярусе набережной, в сквере Константина Иванова, деревья могут быть коронированы, некоторые придется даже убрать, чтобы расчистить вид на Волгу. Хотя не исключено, что это вызовет возмущение горожан, ратующих за экологию и сохранение вещей «как есть».

Елена Гонсалес, президента «МАРШ Лаб»:


– Когда люди начинают говорить о туристической привлекательности, никто не вспоминает об элементарном комфорте, гигиене и сугубо человеческих вещах. Будет не до культуры и не до памятников, если у человека на набережной случится солнечный удар. Сейчас мы видим здесь очень мало земли. Вместо нее – огромные забетонированные пространства, при том что существуют тысячи вариантов озеленить их и сделать человеческими.

Городским властям, которых на семинаре представляла Алла Салаева, в какой-то мере пришлось оправдываться перед экспертами за упомянутые ими факты фальсификации истории и неудачные решения по проектированию Московской набережной. По ее словам, три года назад никто не мог даже представить, что найдутся средства на реконструкцию этой части города. При этом финансирование велось из различных источников и в разное время, отсюда возникала несогласованность проектов.

Алла Салаева, заместитель главы администрации Чебоксар по социальным вопросам:


– Мы только подали заявку на реконструкцию исторической части Московской набережной. Получили одобрение и вошли в постановление Ростуризма, и дай Бог нашу заявку поддержат. При этом мы выиграли огромный конкурс, в котором было 70 с лишним заявок от различных регионов страны. Это и Краснодарский край, и Татарстан, и Марий Эл, и Подмосковье. Мы понимаем, что не можем конкурировать по культурным ценностям с Санкт-Петербургом, с городами курортами: Анапой, Кисловодском. Не можем конкурировать по экологии с Байкалом. Но мы сумели показать нашу уникальность в выгодном положении на Волге. К нам легко приехать на поезде и прилететь на самолете, чтобы от нас узнать Волгу и соседние города. Наша главная ценность – Волга. Сегодня у нас получилось взять разные федеральные программы и все синхронизировать, чтобы получить максимально яркий результат.

Перейти в раздел

Письмо в редакцию
Город
«Возможно, мы ошиблись»: на встрече с горожанами Ладыков пообещал скорректировать транспортную реформу
ТЕМА ДНЯ

Первоначально мост планировали запустить в начале прошлой недели 

Горожане создали в интернете петицию с требованием вернуть транспорт народу

Призовое место в номинации «Художественная работа из теста» заняла картина из глазури Юрия Сиволоб

Специалисты рассказали, какие цветы лучше дарить в этот день мамам и во сколько они могут обойтись