Сегодня: вторник, 20 апреля 2021 года
Пробки: 0
Погода: 0 °C Ясно Ветер: 3 м/с Влажность: 47%
Власти Чувашии готовят транспортную реформу. Но, похоже, будет революция

Реформа затронет половину населения, проживающего в республике

26 февраля 2021, 10:06 | Мой город Чебоксары
Фото: архив moygorod-online.ru

На прошлой неделе Минтранс Чувашии презентовал проект комплексного развития общественного транспорта Чебоксарской агломерации, иными словами очередную транспортную реформу. Впрочем, как ранее говорил глава городской администрации Алексей Ладыков, то, что происходит с пассажирскими перевозками в Чебоксарах с конца 2018 года нельзя по-настоящему назвать транспортной реформой. Поэтому горожан – и жителей столицы республики, и новочебоксарцев – ждет нечто очень глобальное. Причем пока складывается впечатление, что чиновники, затевающие реформу, сами еще не понимают – насколько.

Поэтому попробуем разобраться, что должно получиться в результате транспортной реформы, в какие сроки, сколько это будет стоить и станет ли от нее лучше рядовым пассажирам.

Зачем Чувашии нужна транспортная реформа?

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимира Осипова, результаты соцопросов показывают, что общественный транспорт для жителей России является одной из 3-х главных проблем в городах. И если с дорогами в республике ситуация стабильная – во многом благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то с пассажирскими перевозками дела гораздо хуже. «Все это видят, понимают и регулярно об этом говорят», – отметил министр

Одна из главных причин сложившейся ситуации – ликвидация в 2018 году ГУП «Чувашавтотранс», который был основным оператором пассажирских перевозок в республике, имея на балансе 620 автобусов. Государственный перевозчик играл большую социальную роль, занимая нишу малодоходных маршрутов, и тем не менее субсидии из регионального бюджета составляли от 60 до 100 миллионов рублей в год. Хотя потребность предприятия в дотациях была в два раза больше.

– После ликвидации «Чувашавтотранса» на рынке появилось достаточно много частников и настал «дикий капитализм». Ни для кого не секрет, что основная цель каждого частного перевозчика – это извлечение прибыли в короткий срок и поэтому качество обслуживания пассажиров их мало занимает, – отметил Осипов.

Минтранс также не устраивает то, что на рынке пассажирских перевозок в основном действуют нерегулируемы тарифы – их порядка трехсот. Исключение составляют лишь Чебоксары и еще 32 межмуниципальных маршрута. Там перевозчики работают по регулируемым маршрутам.

Владимир Осипов, министр транспорта Чувашии:

– Тарифы на проезд устанавливают сами перевозчики, а Минтранс они лишь ставят в известность. При этом не соблюдаются маршруты, расписание и интервал движения. Но применить какие-то меры к нарушителям мы не можем из-за того, что отсутствуют контракты. Возможно для бюджета частники – это плюс, потому что их не надо субсидировать, но с точки зрения наведения порядка – все очень сложно.

Что предложил Минтранс Чувашии?

Итак, из чего будет состоять транспортная реформа, и что обещает Минтранс? Первое – это разработка новой маршрутной сети и соответствующих документов планирования. А поскольку реформа затронет всю Чебоксарскую агломерацию, то маршрутная сеть станет общей для жителей Чебоксар, Новочебоксарска и ближайших районов. Это 625 тысяч человек.

Второе –  сейчас в этих городах и на межмуниципальных маршрутах действуют разные тарифы: в Чебоксарах проезд стоит 22-27 рублей, в Новочебоксарске – 21-24 рубля, между двумя городами – 30-32 рубля. Предполагается сделать тарифы одинаковыми: 24 и 28 рублей в зависимости от формы оплаты. Соответственно появится тарифное меню и единый билет. Для пассажиров разработают информационные сервисы. Также в рамках реформы планируется полное либо частичное обновление парка пассажирского транспорта.

И поскольку программа модернизации общественного транспорта комплексная, то она предусматривает организацию выделенных полос для автобусов и троллейбусов, устройство пешеходных переходов, развитие сети транспортно-пересадочных узлов и остановочных пунктов. А также развитие сети платных парковок. Это, кстати, по мнению чиновников, сделает невыгодным использование автомобилей в городах и заставит людей пересесть с личного на общественный транспорт.

Но самое главное изменится сама суть пассажирских перевозок. Основным в ней станет появление системы брутто-контрактов и создание в республике единого организатора перевозок, подведомственного Минтрансу Чувашии. Суть таких контрактов заключается в том, что организатор перевозок закупает у перевозчиков необходимый объем транспортных услуг и платит им деньги не за число перевезенных пассажиров, а за километры пробега. Деньги за проезд при этом идут в казну. Чиновники полагают, что при такой схеме перевозчики будут больше сосредоточены на качестве работы, потому что им не нужно будет гнаться за числом пассажиров: не важно, один человек едет в салоне или 100.

В какие сроки проведут транспортную реформу?

В марте Минтранс планирует утвердить дорожную карту реализации реформы. С апреля начать корректировать маршрутную сеть, затем рассчитать экономику реформы. Все это будет сделано до конца 2021 года. В этот же срок будет создан Единый оператор. Параллельно этому власти собираются вести разъяснительную работу с населением и профессиональным сообществом. С учетом того, сколько недовольных оптимизацией пассажирских перевозок было и есть даже по сей день в Чебоксарах, эта работа нужная.

С начала 2022 года Минтранс планирует начать работу с перевозчиками: отзывать свидетельства и заключать брутто-контракты. Непосредственно по новым маршрутам автобусы поедут с августа-сентября следующего года. По крайне мере так предполагают чиновники. А вторым этапом региональный Минтранс предложил заняться городским электрическим транспортом. Но уже в 2023-2024 годах. 

В чем планы Минтранса вызывают сомнения?

Здесь стоит отметить, многое из того, что презентовал глава Минтранса имеет лишь общие очертания и расчеты, во многом опирающиеся на опыт похожей транспортной реформы, которая реализуется под патронажем госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» в Тверской агломерации. Но механическое копирование тех «успехов» навряд ли будет уместно. Взять хотя бы разделение на этапы реформы автобусного и электрического транспорта. В Твери такое деление объяснимо, потому что там электрический транспорт – это трамваи, которые могут существовать параллельно автобусным и троллейбусным маршрутам.

Алексей Ладыков, глава администрации Чебоксар:

– Что меня в первую очередь смутило, так это то, что вопрос с троллейбусами будет решаться на втором этапе реформы. С моей точки зрения, подход должен быть общим. Если мы переходим на брутто-контракты, то они должны действовать на всех видах транспорта. Не может быть такого, что автобусную сеть поменяли, а троллейбусы как ходили, так и ходят по старым маршрутам. Пойдут перекосы, поэтому моделировать транспортную сеть нужно совместно с автобусами и троллейбусами. И соответственно пропускать их через единого оператора.

Кроме того, большие сомнения вызывают довольно короткие сроки, за которые, как предполагают чиновники, можно реализовать транспортную реформу. Особенно, если вспомнить как долго готовилась и с каким трудом оптимизация пассажирских перевозок начиналась и шла в Чебоксарах. Тем более, надо будет что-то делать с чебоксарскими перевозчиками – со многими из них контракты заключены до 2028-2029 годов и под них они закупили десятки единиц транспорта.

Минтранс же считает основными рисками в реализации реформы неполный сбор выручки от продажи билетов, техническую и организационную сложность, а также форс-мажорные обстоятельства типа пандемии COVID-19.


А вот, что предложила мэрия Чебоксар, и это любопытно

Судя по всему, Минтранс Чувашии пока склоняется к модели магистральных маршрутов, начинающихся в Новочебоксарске и проходящих в спальные районы Чебоксар, по которым ходят автобусы большого и среднего класса. Но мэрия Чебоксар предложила другую схему – создать один магистральный маршрут между Чебоксарами и Новочебоксарском с большими пересадочными пунктами.

 

Конечные точки магистрального маршрута – кольцо улиц Советская и Винокурова в Новочебоксарске и кольцо улиц Гагарина и Калинина. Общая протяженность магистрали составит 13 км. Причем участок дороги от Мега Молла до Нового города должен быть трехполосным в одну сторону с выделенной полосой для общественного транспорта (стоимость 1,3 млрд рублей). Вместо колец на проспекте Мира и на Марпосадском шоссе нужно будет сделать регулируемые перекрестки (110 млн рублей), а у Мега Молла и в Новочебоксарске – два транспортно-пересадочных пункта (400 млн рублей). 

Также нужно закупить 19 теплых остановочных павильонов с турникетами на 95 млн рублей. На магистраль потребуется 28 троллейбусов с увеличенным ходом (500-700 млн рублей) или автобусов. Таким образом стоимость создания одного только межмуниципального маршрута составит 3,45 млрд рублей.

– Пассажиры в этом случае будут пересаживаться на пересадочных пунктах на другой транспорт, имея единый проездной билет, действующий, к примеру, в течение полутора часов. Пересадка скорее всего создаст определенные неудобства для людей, зато интервал движения транспорта между двумя городами будет коротким. Сейчас новочебоксарцы ждут на остановках автобусы по 25-35 минут – это довольно много, – пояснил Ладыков.

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость
Общество
Мэрия отказала ЛДПР в проведении митинга против передачи тепловых сетей «Т Плюс»
ТЕМА ДНЯ

Через полгода после открытия сквера стали проявляться многочисленные недостатки в его проектировании и строительстве

По их мнению, застройщик "исправился" и теперь выполняет все данные ранее обещания

Гроссмейстер уже приезжал в Чебоксары 24 года назад и проводил подобный турнир