Сегодня: четверг, 8 декабря 2016 г., 01:11
 
Реклама







загрузка...

«Автопробег-2014» в Чебоксарах: соревнования с расчетом

– Не знаем. Ничего не знаем, – отвечали на все вопросы гонщиков судьи на спецучастках

Происходило это 17 мая на «традиционных соревнованиях по автомобильному спорту ралли 3 категории – открытом кубке Волжского филиала Московского автодорожного института (МАДИ) «Автопробег–2014». Или, проще говоря, на чебоксарском любительском ралли, организаторами которого выступили Чувашская автомобильная федерация и МАДИ.

Ралли первой категории – это то, что можно видеть на «Чебоксарской осени», соревнованиях, ежегодно проходящих в заволжских лесах на дорогах, закрытых для постороннего движения. И на которых спортсмены перед гонками ознакамливаются с трассой.

Ралли 3 категории (Р3К) похожи на соревнования по спортивному ориентированию. Проводятся они на дорогах общего пользования, экипажи не знают точек промежуточных финишей. Гонщики передвигаются сверяясь с «легендой» – дорожной книгой, в которой обозначены направление движения, ориентиры (ими могут быть перекрестки, дорожные знаки, мосты и т.п.) и расстояния между ними.

В Р3К нужно проехать определенную последовательность пунктов контроля времени (КВ), отмечаясь на каждом в строго определенную минуту. Но если все спортсмены проедут их правильно, то победителя выявить будет невозможно. Поэтому проводятся дополнительные соревнования (ДС или «допы» – вроде спецучастков в Р1К). Проехать их без штрафов невозможно в принципе. И, в отличие от ралли первой категории, максимальная скорость здесь вовсе не является определяющей. ДС могут содержать задания, на которых нужно двигаться со строго определенной средней скоростью. Любое отклонение от расчетного времени прибытия на пункт КВ наказывается штрафом. Как отставание, так и опережение. Любительское ралли очень полезно для штурманов-новичков. Здесь они могут научиться правильно рассчитывать графики движения, ориентироваться по дорожной книге, на практике изучить требования к раллийным гонкам – пусть даже ценой ошибок.

Именно у новичков на «Автопробеге-2014» возникало множество вопросов. Главный из них – куда ехать? Второй вопрос – когда нужно быть на пункте КВ? Третий – как и что считать? Некоторые пытались задать эти вопросы судьям. Ответы, что они и сами не знают, конечно, были неправдой. Иначе бы их не допустили к судейству. Но судьи не имели права отвечать на вопросы спортсменов. Изучить «легенду» и регламент соревнований было прямой обязанностью штурманов.

На старте в Речном порту насчитывалось 48 экипажей. Им предстояло пройти пять участков ДС, разделенными четырьмя дорожными секциями – перегонами. И вдруг один из экипажей снялся прямо на старте – гонщики посчитали, что ралли займет у них слишком много времени. Но эта потеря никого не расстроила – представьте себе бегуна, который отказался бежать марафонскую дистанцию, потому что это очень долго. Не представляете? Вот и никто не смог себе представить, что из этих ребят получатся настоящие автогонщики.

Первым «допом» был слалом на асфальтной площадке невдалеке от ГЭС. Задача была поставлена такая: на максимальной скорости объехать в определенном порядке пять фишек, составленных из автомобильных покрышек. Спортсмены стали набирать первые штрафы. Наиболее частой ошибкой было отсутствие базы на финише – автомобиль должен был остановиться между двумя финишными флажками. Но некоторые из гонщиков не внимательно изучили правила и заезжали за флажки.

автомобиль заходит на финиш...

... и «встает на базу» - останавливается между двумя флажками

Второй «популярной» ошибкой был неправильный порядок объезда фишек. Самый большой штраф назначался за сбитые фишки – экипаж пенальтировался на 20 минут.

фишка задета...

...и разлетается

«Доп» номер два представлял собой подъем в гору. Его тоже нужно было проходить на максимальной скорости. Но особо разогнаться не получалось: дистанция составляла всего 240 метров, причем посередине ее разделял поворот на 180 градусов («шпилька», как его называют гонщики). От первого «допа» он находился в метрах двухстах. После прохождения пункта КВ гонщиком предстояло повернуть налево (на 135 градусов) и остановиться перед стартом на ДС2. Экипаж под номером десять на ЛАДЕ десятой же модели этот поворот пропусти и уехал в сторону ГЭС. Вернулся он через несколько минут:

– В «легенду» закралась ошибка. Перед поворотом в ней обозначен знак «уступите дорогу», но на деле этого знака там не было! – Апеллировал после соревнований Андрей Штерн – штурман экипажа. Андрея подвела невнимательность. Знак был. И висел он прямо над судьями на пункте КВ второго «допа». Но это была единственная ошибка Андрея за все время гонок.

судейский пункт КВ на втором «допе» и над ним знак «уступите дорогу»

заблудившийся экипаж вернулся на старт второго ДС

На дорожной секции между ДС2 и ДС3 притаился пункт внезапного контроля времени (ВКВ). «Спрятался» он у АЗС рядом с поворотом на Чиршкассы. По «легенде» на этом перегоне между «допами» нужно было двигаться со строго определенной средней скоростью – 42 км/ч. Штурман должен был верно рассчитать время прибытия на ВКВ. Опережение или отставание от этого времени наказывалось ощутимым пенальтированием. За счет штрафов экипаж мог потерять минуты, которые после невозможно было отыграть на спецучастках.

«Допом» номер три была гоночная трасса в Чиршкассах, на которой проходят ежегодные кольцевые гонки на кубок президента Чувашии. Ограничения по скорости здесь не было, экипажи мчались, сделав по три круга. И хотя трасса была не подготовлена (она заросла дерном), водители здесь «отрывались на всю катушку». За исключением, может быть, единственного пилота – Ивана Смельцова, выступавшем вместе со штурманом Сергеем Петенко на Subaru Outback:

- Я возил штурмана. Для меня Р3К – штурманская гонка, это его тренировка перед серьезными соревнованиями. В Чиршкассах я ехал спокойно, включил музыку. Здесь можно было «топить» и выиграть секунды, но они не играли особой роли. Тогда как ошибка штурмана принесла бы потери минут.

Иван и Сергей – опытные гонщики. И, наверно, это было очень правильное и профессиональное решение – не рисковать там, где это не требуется. На этом соревновании экипаж занял третье место в зачетной группе «Абсолют».

экипаж на Subaru Outback, занявший третье место в зачетной группе Абсолют

На четвертом «допе» экипаж под номером 42 на ЛАДЕ четырнадцатой модели вылетел с трассы. Задание было не самым сложным – на этом участке, расположенном около Кугесь, экипажам нужно было часть дороги двигаться с постоянно заданной скоростью. Антон и Никита Солохины, выступавшие на Subaru Impreza были очевидцами этого вылета, все произошло у них на глазах:

– По «легенде» средняя скорость на этом «допе» должна была быть 63 км/ч. Но невозможно двигаться с одной и той же скоростью постоянно – где-то теряешь время на поворотах, притормозишь, объезжая кочку. На прямых участках скорость достигала 100 км/ч. На одном из них нас обошла ЛАДА четырнадцатой модели – нам торопиться было некуда, мы шли с небольшим опережением графика. Ее водитель стал объезжать канавку, его занесло, стало мотать, и… поднялось облако пыли. Мы остановились, чтобы не столкнуться. Когда пыль улеглась, обнаружилось, что машина воткнулась капотом в кювет…

Между четвертым и пятым «допами» водителей вновь поджидал ВКВ. На этот раз водителям нужно было двигаться со средней скоростью 36 км/ч. ВКВ призван был контролировать, не отошли ли экипажи от заданной скорости.

Старт пятого «допа» был около аэропорта. Это задание напоминало соревнование по спортивному ориентированию, с той лишь разницей, что его участники передвигались по пересеченной местности на автомобилях.

– Участок был не очень сложный, нужно было лишь внимательно следить за ориентирами, – рассказал Александр Никифоров. Вместе со штурманом Александром Никитином они заняли третье место в зачетной группе «Студент». Это их второе участи в ралли на кубок МАДИ. И в прошлом году они тоже заняли третье место в этой же номинации.

Два Александра - Никифиров и Никитин на ВАЗ-2111 перед стартом на пятом «допе»

Михаил Мерлов, выступивший вместе со штурманом Еленой Сесиной на Subaru Outback отметил трассу в Аэропорту как одну из самых интересных:

– Спецучасток требовал совместной работы водителя и штурмана. Здесь налаживалось взаимопонимание.
Нужно сказать, что этот экипаж занял второе место в абсолютном зачете.

Экипаж Михаила Мерлова и Елены Сесиной на Subaru Outback

Финишировали экипажи в речном порту, совершив круг в 133 км – такой была протяженность трассы. До финиша добралось 40 автомобилей.

А церемония награждения прошла только в понедельник 19 мая – в день окончания соревнований судьи не успели посчитать результаты.

Сергей Лысюк – бессменный организатор практически всех автосоревнований в Чебоксарах и руководитель гонки ожидает, что в следующем году ралли на кубок МАДИ станут еще интереснее. Во-первых, уже в этом году соревнование получило статус «всероссийского» (в прошлом году оно было лишь региональным), что превратило не самые сложные «покатушки» в профессиональное ралли с возможностью ее участникам получить спортивные звания – вплоть до кандидата в мастера спорта. Во-вторых, чебоксарское любительское ралли теперь включено в календарь спортивных мероприятий Россйской автомобильной федерации. Учитывая, что гонок в формате Р3К в России проводится не так уж и много (Сергей Лысюк смог припомнить лишь два города-организатора – Москву и Киров), в них захотят принять участие гонщики и из других регионов. Ну а в-третьих, в следующем году время судьями будет фиксироваться не в ручную, а по результатам электронной системы замеров. И гонщики сразу же смогут видеть свое личное время на табло.

В следующем году будем ждать гостей.

Сергей Лысюк открывает церемонию награждения

Победители в зачетных классах открытого кубка Волжского филиала МАДИ «Автопробег 2014»:

Зачетная группа «Студент»:
I. Денис Пушкин, Михаил Шугуров (№34, Чебоксары, ВАЗ-2170).
II. Андрей Вишнев,Светлана Соловьева (№35, Чебоксары/Новочебоксарск, Toyota Opa).
III. Александр Никифоров, Александр Никитин (№18, Вурнарский район ЧР/Чебоксары, ВАЗ-2111).

Зачетная группа «Абсолют»:
I. Андрей Гаврилов, Роман Кудряшов (№30, Чебоксары, ВАЗ-2121).
II. Михаил Мерлов, Елена Сесина (№28, Чебоксары, Subaru Outback).
III. Иван Смельцов, Сергей Петенко (№29, Чебоксары, Subaru Outback).

Командный зачет:
I. Дарэл-Авто.
II. Subaru Racing Team.
III. Дорожник-1 (команда студентов МАДИ).

Карен ИОНЕСЯН

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...