Сегодня: пятница, 24 марта 2017 года
Погода: +1 °C Облачно Ветер: 4.4 м/с Влажность: 88%
Бактерии помогали первым животным дышать
Микробные сообщества, способные производить кислород, могли помогать первым многоклеточным животным выживать в атмосфере Земли, обедненной этим газом. К такому выводу пришли ученые, опубликовавшие статью в журнале Nature Geoscience. Коротко о работе пишет портал Nature News.
18 мая 2011, 11:49 | Людмила Петрова

Специалисты изучали сообщество двух видов бактерий, найденных на архипелаге Лос-Рокес в Венесуэле и напоминающее такие сообщества, существовавшие в древности. Исследованный бактериальный пласт - их называют матами - состоит из двух слоев бактерий: в верхнем находятся цианобактерии, которые способны производить кислород под воздействием солнечного света, а в нижнем - микроорганизмы, получающие энергию за счет окисления сульфидов. Похожие сообщества существовали на Земле около 540 миллионов лет назад, когда многоклеточная жизнь находилась на ранних стадиях своей эволюции.

Ученые измеряли парциальное давление кислорода в тонком слое воды над бактериальным матом и на большем отдалении от сообщества. Оказалось, что днем давление в отдалении от мата составляет от 0,25 до 0,45 атмосферы, а в ближайшем слое достигает значение 1 (нормальное атмосферное давление). В наши дни среднее парциальное давление кислорода составляет около 0,2 атмосферы.

Около 500 миллионов лет назад парциальное давление кислорода на планете составляло около 0,1 атмосферы. Авторы отмечают, что первые многоклеточные животные могли обитать в непосредственной близости от таких бактериальных матов, используя выделяемый микроорганизмами кислород для дыхания.

С точкой зрения специалистов согласны не все их коллеги. Критики отмечают, что по ночам, когда цианобактерий не достигал солнечный свет, они совсем не производили кислород. Соответственно, полагаться на такой нестабильный источник газа могли только достаточно примитивные организмы.

Источник lenta.ru