Сегодня: суббота, 21 апреля 2018 года
Курс валют: USD +0,03 10,15 EUR +0,46 61,32
Погода: -3 °C Ясно Ветер: 0 м/с Влажность: 54%
Галактики самостоятельно "включают" сверхмассивные черные дыры
Черные дыры в центре галактик превращаются в сверхъяркие источники рентгеновского излучения не в результате столкновений с другими галактиками, как считалось ранее, а под влиянием внутренних процессов в звездных системах, установила группа ученых под руководством Алексея Финогенова из Института внеземной физики, входящего в германское Общество Макса Планка.
13 июля 2011, 20:19 |

В центре многих, если не всех, больших спиральных галактик скрываются сверхмассивные черные дыры. Их масса в миллионы и даже в миллиарды раз больше массы Солнца. В большинстве галактик, в том числе в нашей собственной, такие черные дыры ведут себя спокойно.

Однако в некоторых галактиках центральные черные дыры ведут себя крайне "агрессивно" - они выбрасывают в окружающее пространство мощные струи вещества и сильно излучают в рентгеновском диапазоне. Такие объекты астрономы называют активными ядрами галактик.

Астрономы полагали, что черные дыры "включаются" в результате столкновения или очень тесного сближения галактик. Большая масса вещества, которую не может "переварить" дыра, превращает ее в активную.

Однако теперь международная группа ученых, входящая в коллаборацию COSMOS, установила, что такие космические ДТП запускают лишь небольшую часть активных ядер.

Авторы исследования, принятого к публикации в Astrophysical Journal, изучали данные, полученные европейским орбитальным рентгеновским телескопом XMM-Newton при обследовании участка неба (площадью примерно с полную Луну) в созвездии Секстана, где было обнаружено около 600 активных ядер галактик.

Данные об активных ядрах с "Ньютона" были сопоставлены с информацией телескопа VLT Европейской южной обсерватории (Чили), которая позволила измерить расстояния до них. Астрономы обнаружили, что большая часть активных ядер находилась в галактиках с большой массой и большим количеством темной материи. Это противоречило предсказанию теории столкновений: если бы сверхмассивные черные дыры становились активными после "ДТП", они бы чаще встречались в галактиках умеренной массы, порядка триллиона солнечных масс.

Однако в действительности наиболее активные ядра в галактиках оказались примерно в 20 раз тяжелее, чем предсказывала теория слияния.

"Это указывает, что черные дыры питаются процессами внутри самих галактик, такими, как нестабильность дисков или вспышки звездообразования, а не столкновениями", - говорит ведущий автор статьи Виола Аллевато (Viola Allevato).

В свою очередь Алексей Финогенов отмечает, что даже в далеком прошлом, около 11 миллиардов лет назад, лишь небольшой процент активных ядер галактик формировался за счет столкновений.

РИА Новости