Сегодня: суббота, 21 октября 2017 года
Курс валют: USD +0,07 91,17 EUR -0,05 57,51
Пробки: 1
Погода: -1 °C Ясно Ветер: 0 м/с Влажность: 69%
Чувашские правозащитники отказались исполнять требования Прокуратуры
Руководитель Чувашской правозащитной организации «Щит и меч» Алексей Глухов не будет предоставлять «информацию о деятельности», запрошенную Прокуратурой в рамках проверки некоммерческих организаций. Свою позицию чувашский правозащитник объясняет тем, что действия ведомства незаконны
23 марта 2013, 19:25 | Екатерина Никитина

Напомним, вчера Межрегиональная правозащитная Ассоциация «Агора» сообщила, что начались проверки у её партнеров в Забайкальском крае, Чувашии и Татарстане — Забайкальском правозащитном центре, Казанском правозащитном центре и Чувашской правозащитной организации «Щит и меч».

Руководителя организации «Щит и меч» Алексея Глухова Прокуратура Новочебоксарска просит до 25 марта представить «информацию о деятельности» с приложением копии устава. Проверяющих интересуют источники финансирования: из каких организаций, от каких физических лиц, на какие цели выделялись средства, а также общая сумма денежных поступлений за 2010-2012 годы. Кроме того, прокуроры спрашивают, имеется ли у организации символика и атрибутика с требованием приложить копии. 

Алексей Глухов прокомментировал «Моему городу» сложившуюся ситуацию:

«Подоплеку для столь «резвых» действий знают только в Генеральной прокуратуре России, сторонние наблюдатели связывают это и с высказываниями Президента страны, и с желанием чиновников добиться начала формирования списка «Иностранных агентов». Но, как мне пояснили в кулуарах органов прокуратуры, в НКО ищут экстремизм. Я же считаю, что это бесполезная трата денег налогоплательщиков и ресурсов Прокуратуры. 

К тому же, на мой взгляд, действия Прокуратуры незаконны. Еще в 2000 году Конституционный суд России указал в своем постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П, что «в настоящее время законодательно не закреплены ни сроки, ни процедуры проверок, осуществляемых органами прокуратуры в порядке надзора». Таким образом отмечалось существование правого вакуума, позволяющего осуществлять внезапные проверки кого угодно и на что угодно. За 13 лет практически все государственные структуры регламентировали основания, порядок проведения проверок, но только не Прокуратура.

Лишь в 2007 году Генеральная прокуратура РФ «разродилась», наверное, самым либеральным Приказом №195, в котором указала всем своим работникам «В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона».

Дополняя либеральность своих начинаний в 2011 году, Генеральная прокуратура указывает своим структурам следующее: «анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о наличии фактов необоснованного вмешательства прокуроров в деятельность …. некоммерческих организаций при осуществлении проверочных мероприятий, истребовании документов и сведений, принятии мер реагирования по итогам проверок. Подобные действия грубо нарушают права и законные интересы указанных субъектов, несут в себе значительный коррупционный риск и создают предпосылки для иных злоупотреблений».

И вот как после этого считать действия Прокуратуры законными? У меня на это нет никаких оснований. В ведомстве не исполняют свои же внутренние нормативные акты. А исполнять их незаконные требования, мне морально как-то тяжело. Поэтому наша организация отказывает в удовлетворении требования Прокуратуры представить «информацию о деятельности».

Конечно, у стороннего наблюдателя может возникнуть мысль: «ААА!! Значит, есть что скрывать!». Но это не так. Мы постараемся информацию, указанную в требовании, в ближайшие дни разместить на своем сайте, чтобы ни у кого не было повода и соблазна обвинить нас в закрытости. Наша цель в отказе не прятаться и не PR, мы просто хотим, чтобы все было в рамках закона, и действия Прокуратуры были предсказуемы и понятны. Мы хотим  защитить будущее всех НКО.


 

К несчастью, кроме нас в Чувашии никто не готов открыто сказать «НЕТ» нарушению их прав. 

 


Конечно, в связи с нашим решением, для нас появляется много рисков. Минимальный риск — это быть привлеченным к ответственности за не выполнение «законного» требования прокурора. Однако «волков бояться в лес не ходить». Единственно, что будет жалко, это потерянное время, а оно сейчас — самый ценный ресурс.

Тем не менее, я искренне верю, что каких-либо личных обид среди работников прокуратуры Чувашии ни в отношении меня, ни в отношении организации «Щит и Меч» не будет. Мы не просили к нам присылать требования. Если наш замысел удастся — и в результате будет разработан демократический и прозрачный регламент прокурорских проверок в России, все работники прокуратуры скажут нам большое спасибо, так как не надо будет исполнять прихоти московских начальников.

Неправительственные организации и так «под лупой» у властей, так как сдают намного больше отчетов, чем коммерческие фирмы. Но когда еще на ровном месте устраивают «облавы» и без разбора мешают работать, тем, кто помогает согражданам, извините, надо давать «бой».

Во всем мире неправительственные организации в большом почете. Никто никогда не пытается обвинить их в нарушениях закона и уж, тем более, устраивать повальные проверки. На моей Родине, к несчастью, действует презумпция виновности НКО — и мы должны доказывать, что не «верблюды». Надеюсь, что скоро эта ситуация поменяется».

 

Перейти в раздел

Письмо в редакцию
comments powered by HyperComments
Экономика
Моногород Канаш лишили финансирования. Власти Чувашии утверждают – временно

Республика не выполнила свою часть обязательств, предусмотренных в соглашении с "Фондом развития моногородов"

ТЕМА ДНЯ

Представители православной церкви называют ленту Алексея Учителя откровенной ложью

По сравнению с прошлым годом у поступивших снизился средний балл по ЕГЭ

Соревнования, в том числе, призваны помочь с трудоустройством людям с инвалидностью и ОВЗ

Дворец победил в номинации "Лучшее учреждение дополнительного образования"