Сегодня: суббота, 3 декабря 2016 г., 03:27
 
Реклама







загрузка...

В школах — педагогический кризис, у педагогов — кризис среднего возраста

Фото: prosvpress.ru

Зинаида Валерьевна Максимова, заместитель директора по УВР и учитель биологии школы №12 города Чебоксары, недавно ставшая заслуженным учителем Чувашской Республики, поделилась с нами своим мнением о современном образовании, «крутых» детях и «некрутых» учителях.

  • Общество постоянно меняется, насколько современные стандарты образования соответствуют уровню его развития?

 — Общество меняется быстро, школа немного не успевает. Почему? Потому что в школе, в основном, работают люди из социалистического общества. Средний возраст коллектива— около 50 лет. А это очень много. Лет 10 назад я подсчитывала — было 42 года. Да, в школах наступает педагогический кризис, у педагогов наступает кризис среднего возраста. И поэтому кто-то из учителей может быть не удовлетворенным своим материальным положением. А все отрицательные эмоции сказываются на работе.


Нам сегодня очень нужны молодые кадры, дети 80-х и 90-х. Но эти педагоги, проработав год или два, уходят.


Потому что зарплата их не удовлетворяет. А ответственность при этом очень большая. И если государство помогало бы молодым учителям даже не с точки зрения повышения заработных плат, а в отношении обеспечения жильем или соответствующими субсидиями, если бы у них были надежные тылы, это позволило бы им сосредоточиться на работе.

Конечно, некоторые из тех, кто ушел, возвращаются. Как, например, наш учитель физики. Уже в первый год своей работы он вместе со своими учениками занял первое место на региональной научно-практической конференции. Но проработав два года, ушел в бизнес. Через год вернулся, поскольку ему очень не хватало тех экспериментов, научных поисков, которые он проводил вместе с ребятами. Но у него семья, маленький ребенок, и он вынужден работать на «двух фронтах»: бросать учительство не хочет, потому что это его призвание, оставить бизнес тоже не может, — нужно кормить семью. А если бы не было необходимости работать в двух местах, представляете, сколько времени он мог бы посвятить дополнительным занятиям с детьми и каких результатов достичь?

Если в школах будут оставаться креативные молодые учителя — тогда можно будет свернуть горы! Наверное, все-таки нельзя сказать, что от общества отстает образование. Не успевает государство. Если бы оно создавало хорошие условия для молодых учителей, образование было бы лучше. Ведь, как известно, кадры решают все. 

  • На большом педсовете, который прошел 21 августа, говорилось о том, что зарплаты повышаются до среднего показателя. Насколько слова чиновников соответствуют делам?

 — Мне кажется, что человек никогда не будет доволен теми деньгами, которые он получает за свой труд. Но за счет стимулирующей части, тех денег, которые ежемесячно отпускаются школе, для распределения между кадрами, заработные платы действительно выросли. Сумма стимулирующей части зависит от многих показателей: от того, как дети сдали единый государственный экзамен, от участия в олимпиадах и их результатов, от активности в различных конкурсах. Итоги подводятся два раза в год. Комиссия обсуждает достижения учителя и выставляет баллы. По этим баллам и начисляется стимулирующая часть. В среднем это от 3 - 5 тысяч рублей. Поэтому сегодня учитель не может позволить себе быть просто урокодателем. Естественно, педагоги стремятся принять участие во многих конкурсах. Но часто получается, что гонятся не за качеством, а за количеством. Участие в конкурсах есть, а где призеры?

Но, если посмотреть с другой стороны, конечно, призовых мест на всех не хватит. Может быть так, что учитель вкладывает всю душу в подготовку к конкурсу, но его ученики входят лишь в десятку лучших. Я думаю, необходимо поощрять и таких педагогов, чтобы у них была мотивация к качественной работе.

Зарплата зависит не только от стимулирующей части. От количества часов, от квалификационной категории, от наличия званий, от стажа. Так, например, учителям, которые работают более 25 лет, дополнительно начисляется пенсия по старости. У таких педагогов есть возможность получать неплохую зарплату. Но снова хочется сказать о молодых специалистах: им приходится трудно. Первые два года, например, они не имеют право аттестоваться, поскольку считается, что нет опыта.

Проработав учителем много лет, я пришла к выводу, что педагоги делают карьеру только к 35 - 40 годам. К этому времени учитель достигает в той или иной степени материальной обеспеченности, получает звания, категорию, набирается опыта. Поэтому может полностью посвятить себя своему делу.

  •  Если уж мы затронули тему карьерного роста: имеют ли учителя возможность к самореализации? Как они удовлетворяют свои амбиции?

 — Сегодня есть различные способы самореализации. Например, участие в любых профессиональных конкурсах, таких как «Учитель года Чувашии» или «Современные технологии в работе учителя естественно-научного цикла», «Лучший урок с использованием ИКТ». Это дает большой скачок карьере учителя. Это признание.

Особенно, если педагог станет победителем или займет призовое место. Кроме того, готовясь к конкурсу, учитель повышает свой профессиональный уровень, узнает много нового. Происходит активное самообразование.

Конкурсов и мероприятий множество — сейчас, когда широко используется интернет в практике учителя, действительно очень интересно жить. Ведь раньше мы замыкались в рамках районно-методических объединений. А теперь — тебе открыт весь мир.

  • Насколько мне известно, сегодня учителя обучают учеников по новым стандартам, которые стали действовать с 2011 года? В чем они заключаются и к каким результатам они уже привели?

 — Да, был пересмотрен учебный план, большое внимание уделено внеурочной работе. Поменялась и методика преподавания в начальном звене.


Теперь каждый урок для ребенка — открытие.


Помните, как раньше? «Итак, ребята сегодня мы пройдем новую тему…», и дальше учитель сам ставил цели и задачи урока. Сейчас же методика в корне изменилась, применяя технологию проблемно-диалогического взаимодействия: дети сами выискивают проблему урока, находят пути решения, а учитель только направляет их. Начиная уже с 1 класса, мы привлекаем детей к проектной деятельности, которая помогает им найти себя и реализовать свои возможности.

Эти стандарты должны помочь раскрыться каждому ребенку. Все дети талантливы! Одни учатся на одни «5», другие превосходно танцуют и поют, а третьи – рисуют и пишут стихи. Наша задача — найти к каждому ребенку индивидуальный подход, сделать так, чтобы ученик мог легко реализовать свои возможности и был востребован обществом.

  • Если наше образование будет таким, каким вы его сейчас описали, наверняка, это принесет свои плоды. Но, как известно, не всегда введение новых стандартов дает надежду на то, что все будет лучше, чем сегодня. Так, например, горячие споры разгораются вокруг решения Минобразования России перевести физику и предметы естественно-научного цикла на необязательную, профильную основу. Как вы к этому относитесь?

 — Жаль, что такие решения находят поддержку. Россия всегда была сильна в технической плане: физике, математике, химии. А сейчас идет гуманитаризация. Большое внимание уделяется изучению обществознания. Сегодня этот предмет дети начинают изучать с 6 класса. Да, мы должны знать законы и ориентироваться в социальном пространстве. Но, тем не менее, нужны разумные соотношения предметов в школьной программе.

Профильность, — это, конечно, замечательно. Но, с другой стороны, что делать подростку, который в 11 классе вдруг поймет, что он хочет быть не инженером, а юристом? Поэтому нужно очень деликатно подходить к этому вопросу. Вместе с такими кардинальными изменениями, на мой взгляд, необходимо обеспечить четкую работу психологической службы в школах. Чтобы специалисты помогли каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности. Чтобы у него при этом было достаточно времени на соответствующую подготовку.

  • В преддверии 1 сентября хочется задать и другой вопрос: хватает ли школам финансирования?

 — Финансирования, как и зарплаты, никогда не хватает. Ведь, чем лучше материальная база, тем эффективнее учительский труд. Да, выделяются компьютеры, мебель, учебники, но этого не хватает. Поэтому многие общеобразовательные учреждения участвуют в конкурсах на соискание грантов различных уровней.

  • Почему существуют так называемые школьные поборы, которые всегда вызывают волнения среди родителей. Из-за нехватки финансирования?

 — Это всегда больной вопрос. И не многие его обсуждают. Потому что у каждой школы свои секреты. Я не могу говорить за всех, но не сказала бы, что в нашем учреждении существуют поборы. А вообще, если на какое-либо мероприятие, поездку или чеапитие необходимы деньги, родители сами на собрании решают, что делать и какую собрать сумму. Все это происходит на добровольной основе.

  • Понятно, что финансовые возможности у всех родителей разные. И социальное неравенство среди учеников, наверняка, проявляется в одежде, в гаджетах. Насколько для современных учеников важны престижность и статусность?

 — Действительно, современные дети обращают большое внимание на то, как ты одет, какой у тебя телефон. Я думаю, эту проблему можно частично решить. Один из выходов — обязательная школьная форма.


Ведь социальное неравенство было и во времена Советского Союза, хоть и считалось, что в нашей стране нет бедных и богатых.


Но тогда была школьная форма и дети более или менее обеспеченных родителей выглядели одинаково. Поэтому мне не понятна позиция некоторых современных пап и мам, которые выступают против введения школьной формы. Ведь это еще и экономия денег.

Что касается гаджетов, то я заметила одну интересную тенденцию: даже социально необеспеченные дети сегодня не придут в школу с простеньким телефоном, у них обязательно будет «крутой». То есть родители по возможности стараются сделать все, чтобы их ребенок не отличался от остальных. Что скрывать? Сегодня многие дети и подростки кичатся своими гаджетами. Для кого-то они даже стали способом самоутверждения. Конечно, в школах ведется определенная работа с учениками, но пока она не всегда и не везде дает желаемый эффект.

  • Что же делать с желанием детей быть «крутыми»? Может быть, принесет свои плоды новый закон о защите детей от информации, и молодое поколение научится отличать истинные ценности от фальшивок?

 — На счет эффективности закона я сомневаюсь. Дети все равно найдут то, что вызовет у них интерес. Ведь они на «ты» с компьютером и интернетом. Но если говорить о «крутизне», давайте вспомним нас самих в школьном возрасте. Ведь мы тоже были «крутыми» для своих родителей. И часто возникало недопонимание. Родители хотели оградить нас от мира, который с времен их детства, по их мнению, стал агрессивнее. А поговорка «Ох, уж эта молодежь!» на устах во все времена. Проблема отцов и детей была и будет всегда. Но, если бы не было ее, наверное, не было бы и движения общества вперед. 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...