Сегодня: пятница, 9 декабря 2016 г., 06:58
 
Реклама







загрузка...

К 2015 году в Чувашии будут модернизированы 100% школьных столовых

Фото: cheboksari.bezformata.ru

О качественном и здоровом питании школьников в последнее время говорят очень много. Благо, что в Чувашии перешли от слов к делу. В ближайшие годы планируется модернизировать 100% школьных столовых республики. Блюда в школьных столовых станут вкуснее и разнообразнее, а сами пищеблоки — красивее и уютнее, утверждают представители власти. Минобразования Чувашии и Управление образования администрации города Чебоксары ждут от жителей города и республики интересных предложений о том, как наилучшим образом воплотить эти планы.

О проекте «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях», а также о том, что уже сделано для модернизации школьных столовых, рассказала Жанна Мурзина, руководитель автономного учреждения «Центр мониторинга и развития образования» города Чебоксары.


  • Жанна Владимировна, расскажите, как началась модернизация школьных столовых в Чувашии?

Все началось с модернизации образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Когда он заработал, в нашей стране стали оснащаться учебные кабинеты школ, развиваться направления информатизации, поощряться лучшие учителя, выдаваться гранты лучшим ученикам, было сделано и многое другое. В целом планировалось охватить все сферы жизни школьников. Поэтому через несколько лет, когда нацпроект показал эффективность реализации ряда направлений, было решено уделить особое внимание и сопутствующим услугам, которые ребенок получает в школе. Во главу угла было поставлено здоровье школьников и одним из направлений приоритетного национального проекта «Образование» стала модернизация школьного питания.

Порядка уже трех лет на федеральном уровне выделяются значительные средства для того, чтобы на конкурсной основе распределить субсидии на модернизацию между субъектами РФ. В 2010 году наша республика, участвуя в этом конкурсе, стала победителем. В рамках проекта модернизации школьного питания республика получила 7,5 млн рублей. С учетом софинансирования республики и муниципального образования – города Чебоксары, сумма, выделенная на оснащение и ремонт школьных столовых, составила более 15 млн. рублей. Денег по большом счету не очень много, но для того, чтобы запустить пилотный проект и показать в комплексе, что такое идеальная модель школьного пищеблока, их хватило. Координатором, руководителем и оператором этого проекта выступило Управление образования администрации города Чебоксары. В республике было отобрано 16 школ, 9 из них чебоксарские, где были отработаны все направления современной технологии здорового питания.


  • По каким критериям отбирались школы?

Прежде всего, учитывалось инновационная это школа или нет, поскольку проектная деятельность предполагает концентрацию ресурсов. Учитывался так же ее размер: маленькие школы с охватом менее 500 учеников мы не брали. Учебные заведения должны были обладать столовыми, которые находятся в более или менее оптимальном состоянии. Потому что денег, которые были выделены, не хватило бы на полный ремонт и модернизацию столовой.


  • То есть те столовые, которые находились в плохом состоянии, такими и остались?

Не совсем так. На уровне республики и города в последнее время делается очень многое, для того, чтобы привести столовые в состояние, соответствующее нормам. В Чебоксарах нет школьных столовых, которые находятся в плохом состоянии. Практически все они доведены хотя бы до среднего уровня. Конечно, чтобы установить новое технологичное оборудование, необходимы были ресурсы. Чтобы можно было поставить его, и оно сразу заработало. Современное оборудование, оно ведь предполагает также и современные коммуникации. И если бы мы тратили эти деньги на ремонт коммуникаций, повторюсь, на остальное не хватило бы денег. А мы собирались получить эффект от того, что мы делаем – и социальный, и социально-экономический. И нам это удалось. Потому что мы начали модернизацию с того, что мы четко представляли себе, что необходимо сделать в «пилоте». И за 2010-2011 год пищеблоки отобранных школ полностью модернизировались.


  • Как проходила модернизация?

Прежде чем провести программные мероприятия мы полностью изучили и проанализировали состояние школьного питания через социологические опросы и анкетирование. На вопрос «Почему вы не питаетесь в школьных столовых?» дети, как правило, отвечали, что пища плохо приготовлена и нет разнообразия. Заведующие производством объясняли нам, что у них нет оборудования, которое позволило бы хранить множество блюд. Поэтому мы решили, что линия раздачи должна иметь холодильную витрину. Вторая проблема, о которой говорили дети, заключалась в том, что пища — холодная. Поэтому вторую часть линии раздачи составили мармиты с подогревом. Мы сделали ставку на современнейшее оборудование: в школьных столовых появились также пароконвектоматы, посудомоечные машины, электросковороды, электрофритюрницы.... Кроме этого, мы уделили особое внимание здоровьесберегающим технологиям и установили очищающие фильтры на входе воды.

Одной из «фишек» проекта, было внедрение безналичной системы расчета за школьное питание. Когда мы думали о способах реализации этой идеи, то определили для себя несколько вопросов, которые предстояло решить. Первый — предоставление услуги на бесплатной основе для родителей. Второе — освобождение классных руководителей от обязанности собирать деньги на питание. Тем более, то законодательно это запрещено. Третье — удобство пользования системой для самих детей. Стоит отметить, что многие регионы выбрали сенсорные аппараты, которые должны были помочь школьникам при выборе и оплате питания. Эти проекты зачастую перестают работать из-за проблем в качестве оборудования и большом потоке питающихся в перемену школьников.


  • Что представляет собой проект модернизации столовых в наших школах?

Он работает по системе «Метро». Школьникам выдается карточка, в которую встроен специальный чип. Она может использоваться только в определенной школе, только для услуги питания. Карта связана с родительской банковской картой. Ребенок подносит ее, как в метро, к специальному аппарату и получает чек. Дальнейший процесс организуется в школах по-разному. Либо эти чеки собирает классный руководитель, либо дети кладут их уже на накрытые столы, либо набирают на раздаче ту сумму, которую они пробили. Предельная стоимость питания утверждена Постановлением Чебоксарского городского Собрания депутатов: завтрак — 15 рублей, обед — 35 рублей. Есть образовательные учреждения, где стоимость может быть больше, но это по желанию родителей.

Как только школьник пробивает чек, родителям сразу приходит сообщение. Поэтому папы и мамы могут быть всегда уверены, что свои деньги ребенок потратил не на чипсы и газировку, а на здоровую пищу. Услуга по внедрению безналичной системы оплаты абсолютно бесплатна для родителей. В то время как во многих субъектах родители платят посредникам за эквайринг, за смс-информирование.

Замечу, что в тех школах, где была введена система безналичного расчета, через три месяца увеличилось количество питающихся до 21%. То есть это дети, которые раньше тратили деньги не на школьные обеды. Система безналичного расчета позволяет исключить и другую социальную проблему — с карты школьного питания невозможно снять деньги и отдать их другому, поэтому родители могут быть уверены, что средства будут потрачены по назначению.

Мы сделали также ставку на создание бренда здорового питания чувашской республики. Фирменные цвета нашего проекта «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях» — желтый и красный — цвета чувашского флага. В такой же гамме выдержаны и модернизированные школьные столовые, которые имеют новый дизайн, новую мебель. Мы придумали свой логотип и слоган «Правильно питайся — здоровья набирайся», который звучит и на чувашском языке.

Результаты всей этой работы, наш взгляд, хорошие. Все этапы модернизации школьных пищеблоков были выполнены. Школьное меню стало разнообразным, вкусным, полезным. Раньше был один салат, теперь их 5-7. Множество видов выпечки, питательные первые и вторые блюда. Если в обычных школах охват горячим питанием составлял порядка 80%, то в тех, школах, где был внедрен проект, он увеличился практически до 100%.


  • Теперь, когда проект показал себя с лучшей стороны, что необходимо сделать еще?

Сейчас перед нами стоит другая задача — ввести двухразовое горячее питание для школьников. Чтобы это был завтрак и обед или обед и полдник. Мы планируем довести охват двухразовым питанием до 100%. Этот процесс мы уже запустили. Понятно, что всегда будут дети, которые по состоянию здоровья не могут питаться в школе. Хотя сейчас в рамках проекта в школах используют так называемую, машину-оркестр, — пароконвектомат, который готовит, в том числе, и диетические блюда. И позволяет решить и эту проблему. Комбинаты питания очень довольны этим оборудованием, поскольку оно дает возможность готовить сразу несколько блюд и при этом пища не теряет в массе.

По утверждению многих экспертов, которые приезжали из Москвы и следили за эффективностью расходования бюджетных средств, Чувашия вошла в число лидирующих регионов, которые наилучшим образом использовали выделенные деньги. Соответственно, проектом заинтересовалось Правительство Чувашии под руководством председателя Кабинета Министров. Программа модернизации школьного питания за счет приоритетного национального проекта «Образование» закончилась, но в нашей республике было принято решение продолжить модернизацию школьных пищеблоков за счет внутренних и внешних ресурсов. Сейчас совместно с Минобразования Чувашии идет работа над тем, чтобы к 2015 году охватить программой модернизации школьных столовых 100% школ Чувашии. Сейчас уже готова программа «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2012-2014 годы», любой желающий может найти и прочитать ее на сайте Минобразования Чувашии и прислать свои предложения.


  • Проект, как вы рассказали, готов. Какие еще могут быть предложения?

Действительно, при реализации проекта, мы думали о своих детях, об их учителях, о самих себе, хотели сделать его эффективным и доступным. Но мы могли что-то упустить. Если есть какие-либо недостатки, хотелось бы в дальнейшем превратить их в достоинства и прийти к более совершенной модели нашего проекта. К примеру, сейчас актуальна тема доступной среды. Одна из наших задач, чтобы ребенок с ограниченными возможностями смог чувствовать себя комфортно в школьной столовой. Смог, например, без особых усилий, помыть руки, сесть за стол, пользоваться удобной посудой. Необходимо совершенствовать и другие направления здорового питания школьников. Внедрять современные технологии, вводить разнообразное меню, разрабатывать и реализовывать программы межведомственного взаимодействия. Будем над этим работать и надеемся получить предложения и замечания от жителей нашей республики.  

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...