Сегодня: воскресенье, 4 декабря 2016 г., 23:27
 
Реклама







загрузка...

В Минобразовании Чувашии начистоту рассказали о новом законе «Об образовании»

Горячие споры вокруг законопроекта «Об образовании», который должен заменить собой более ранние законы, продолжаются не один год. Но логический конец дискуссий уже близок. Госдума приняла закон в третьем чтении, Совет Федерации также его одобрил, осталось его подписание президентом. Что же думают о новом законопроекте представители системы образования Чувашии?

 Средства массовой информации страны уже порядочно напугали учителей, учащихся, а также их родителей, предвещая большие и неприятные перемены в детсадах, школах, и вузах России. На самом деле все не так страшно, уверяет Светлана Петрова, первый заместитель министра образования Чувашии по дошкольному и общему образованию. «В  новом Законе все участники образовательного процесса могут найти ответы на свои вопросы», — считает она.

Представитель Минобразования Чувашии разъяснила «Моему городу» самые спорные моменты, касающиеся законопроекта. 

Новый закон гарантирует учителям зарплату не ниже средней по региону. Но многие сомневаются в том, что можно рассчитывать на нормальную оплату труда, не работая без сумасшедшей нагрузки.

— Напротив. Положение о заработной плате — это один из позитивных моментов в законопроекте.  


 

Впервые в истории постсоветской системы образования заявлено о том, что средняя зарплата учителей не должна быть ниже средней по экономике региона. 


 

Теперь что касается мнения о непомерных нагрузках ради получения этих самых денег.  В старом законе было обозначено, что учитель имеет право на сокращенную рабочую неделю, не более 36 часов в неделю. Теперь эта норма отсутствует, а право на сокращенную неделю остается.

Давайте посчитаем, сейчас у нас средняя зарплата учителей по республике равняется 90% средней зарплаты в экономике. При этом средняя нагрузка учителя в неделю — 22 часа. Делим на 6 дней, получается 3 — 4 часа в день. Конечно, время уходит и на подготовку к уроку, но все же в сумме это будет не более 8 часов в день. При этом стоит учитывать, что существует стимулирующая часть, которая начисляется к зарплате дополнительно. Она дается за качество, результативность, дополнительную работу. Без стимулирующей части учитель первой категории со стажем работы более десяти лет получает минимум 10 000 рублей. А сама сумма стимулирующей части не ограничена. 

Разумеется, нельзя отрицать, что средняя по региону зарплата недостаточна для людей из сферы образования. Ведь работа требует колоссальной стрессоустойчивости и терпения, часто учителя эмоционально выгорают. И, наверное, это наша недоработка: мы еще не научили педагогов психологическому здоровьесбережению.

В ноябре 20 тысяч учителей 645 образовательных учреждений республики поставили свои подписи под обращением общероссийского профсоюза в связи с рассмотрением нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Педагоги посчитали, что из-за принятия нового закона «Об образовании в РФ», они могут потерять «и без того невысокие меры социальной поддержки». Их требования учтены в новой редакции законопроекта?

— Учителя требовали сохранения социальных льгот, и это сделано. Наверное, на первом этапе подготовки законопроекта это письмо даже было нужно, чтобы еще раз напомнить авторам законопроекта  о важности  вопроса. Их мнение  учтено. 

ЕГЭ закреплен как форма государственной итоговой аттестации школьников. Получается, все выпускные испытания будут проходить в форме ЕГЭ?

— Для того, чтобы получить аттестат о среднем образовании, достаточно будет сдать русский язык и математику. Если же выпускник хочет поступить в вуз, следует сдать ЕГЭ по необходимым предметам.  


 

Получается, если раньше для получения аттестата нужно было сдавать не менее 5 экзаменов, то сейчас — 2.


 

Нагрузка на ребенка уменьшается. Если   выпускник  не  собирается  в вуз, он может пойти учиться в техникум. Среднее профессиональное образование по новому закону становится общедоступным. 

Для дошкольников вводятся обязательные стандарты, и эксперты опасаются, что каждый стандарт предполагает результат, и это приведет к появлению своего рода ЕГЭ для детсадовцев.

— Раньше они назывались федеральными государственными требованиями, теперь называются стандартами. В законе говорится, что у нас все образовательные учреждения, которые работают по стандартам, должны пройти аккредитацию для проверки качества реализуемых программ. Дошкольные образовательные учреждения аккредитацию не проходят. Поэтому ни о каком ЕГЭ или другой  форме тестирования и речи не может быть.

Есть мнение, что по новому закону лицеи и гимназии лишаются особого статуса. Это так?

— Нет. Деятельность лицеев и гимназий регулируется подзаконными нормативными актами (типовым положением, постановлением, др.). Они продолжат свою работу в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности.

В законопроекте сказано, что начальная школа должна быть общедоступной, микрорайонной. А прием в основную школу в 5-9 классы и общеобразовательную в 10-11 классы с углубленным изучением предметов регулируется субъектом РФ. К чему это приведет?

— Это означает, что на уровне республики мы можем принять ряд подзаконных актов, которые позволят проводить отбор при поступлении в 5 или 10 классы школ с углубленным изучением предметов. Я эту норму поддерживаю.  


 

При поступлении в начальные классы не должно быть никаких вступительных испытаний.


 

Пусть ребенок спокойно учится  рядом с домом, течение 4 лет происходит дифференциация детей, становится понятно, что лучше выбрать ребенку: гуманитарное направление или техническое. Таким образом, уже после 4 класса дети получат возможность выбрать школу, где их таланты смогут проявиться наиболее полно.

В ближайшее время, однозначно, мы будем работать в этом направлении, в первую очередь с городом Чебоксары, чтобы сделать возможным получение профильного образования после начальных классов. В сельской местности из-за невысокой наполняемости  школ,  сделать это невозможно, здесь должна развиваться система индивидуализации образования.

Раньше учителя имели право заниматься репетиторством. А что теперь будет с этим правом?

—Учителя имели право заниматься репетиторством, оформившись как индивидуальные предприниматели. Кто-то следовал этим правилам, кто-то их игнорировал. Сейчас же про репетиторство сказано уже в новом законопроекте. Прописано условие, что педагог имеет право на этот вид деятельности, если нет конфликта интересов — ситуации, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, что может повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей. Однако право на репетиторство этот пункт не отменяет. 


 

Что касается моего мнения, то я думаю, что репетиторство — это зло.


 

Оно расхолаживает учителей, и сильно губит здоровье детей. Ведь как обычно происходит: после 6 уроков ребенок, перекусив, мчится к своим репетиторам. И до 22 или даже 24 часов изучает тот материал, который ему должны дать в школе. Все это происходит потому, что у нас практически отсутствует система индивидуального обучения с учениками. Я одобряю репетиторство только в тех случаях, когда ребенку нужны дополнительные занятия для поступления в вуз по творческой специальности: музыка, вокал, изобразительное искусство.

Религиозное образование переходит из факультативного в обязательное. Не означает ли это, что детям будет навязываться теология?

— Само по себе определение «религиозное образование» — оно неправильное. В статье 87 законопроекта сказано о том, что ученики должны  получить знания об основах духовно-нравственной культуры, исторических и культурных традициях мировых религий. То есть это светский предмет, и здесь нет ни капли теологии. Материал будет подаваться с точки зрения культурных и исторических традиций.

В данный момент «Основы религиозных культур и светской этики», которые пока идут в виде факультативов, дают детям возможность по согласованию с родителями выбрать наиболее предпочтительное направление. Так будет и впредь. 

У нас в республике «Основы православной культуры» выбирают около 50% детей, «Основы светской этики» около 30%, «Основы мировых религиозных культур» около 19%, и «Основы исламской культуры» более 1%. Считаю, что это очень нужный предмет. Больше всего мне нравится, что многие задания  нужно выполнять вместе с родителями, они тоже вовлекаются  в учебный  процесс. 

С одной стороны, ученикам школ закон гарантирует бесплатность образования в рамках новых стандартов. Но с другой стороны, за занятия сверх прописанных в стандартах школа имеет право брать плату.

— Так было и раньше, ничего не изменилось. Школа принимает положение о реализации дополнительных образовательных услуг. Это значит, что, например, если в школе обязательный иностранный язык — один, но ученик хочет изучать еще и другой, образовательное учреждение имеет право это организовать и, естественно, взимать определенную плату.

Если раньше родители платили только 20% за детский садик, то сейчас нужно платить 100%. И при этом стоимость пребывания ребенка в детском саду будет устанавливать муниципалитет. Есть ли у родителей повод для беспокойства в том, что размер оплаты сильно повысится?

— С вступлением  Закона  в силу заработная плата и учебные расходы ложатся на плечи субъекта. Раньше эти вопросы решались на уровне муниципалитета. И это служило поводом для недовольства: зарплата в разных муниципалитетах могла быть разная, денег постоянно не хватало — было много проблем. Сейчас заработная плата в дошкольных учреждениях будет выплачиваться из республиканского бюджета.  


 

Раньше в часть родительской платы за детский сад входило обучение детей в дошкольных учреждениях. Сейчас эта  сумма будет выплачиваться из республиканского бюджета, потому что за это отвечает уже регион.


 

Муниципалитет платит только за коммунальные расходы, питание и т.д.  И родительская  плата на местах будет формироваться в рамках этой суммы. Не думаю, что цены при этом резко поднимутся. К тому же,  государство будет возвращать часть родительской платы:  на первого  ребенка в семье в размере 20% от уплаченной суммы, на второго — 50%. На третьего и последующих детей семье – 70%.

При  назначении платы за посещение детского сада муниципалитеты будут учитывать доходы родителей, сохраняются социальные льготы для многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья посещают детсады бесплатно и другие. 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...