Сегодня: понедельник, 5 декабря 2016 г., 15:35
 
Реклама







загрузка...

Могут ли учителя и чиновники Чувашии открыть новые таланты?

Фото: cap.ru

21 августа в Чебоксарах прошел большой педсовет «Развитие республиканской системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи – приоритетный социальный заказ». В течение двух с половиной часов статусные и не очень докладчики сменяли друг друга, говорили в общем-то правильные, хотя и очевидные, вещи и пытались решить вопрос: как перестроить систему образования, чтобы сохранять и преумножать таланты.

«Высокое собрание», как его гордо именовали представители власти республики, проходило, как и полагается, на мажорной ноте. Наряженные учителя, министр образования, в чьем выступлении чувствовался душевный надрыв, и по традиции позабавивший всех своей залихватской речью Глава Чувашии – все это здесь было. И, пожалуй, в избытке.

Чувствовалось, что люди собрались с благородной целью и действительно озабочены вопросами развития и поддержки юных талантов.


Но способна ли Республиканская конференция работников образования, в рамках которой и проходил педсовет, совершить маленькую революцию в сознании чиновников и педагогов?


Или хотя бы открыть для них что-то новое, что помогло бы появлению большего количества талантливых детей? На этот счет, если честно, у нас возникли сомнения.

Больше получаса на педсовете выступал министр образования Владимир Иванов. Глава ведомства поделился своим видением: что должно в ближайшее время произойти с системой образования в Чувашии.

Начал с зарплат учителей. «Ключевой фигурой развития талантливых детей и молодежи является высококвалифицированный, замотивированный на результат педагог. А достойная и стимулирующая качественную работу зарплата педагога является одним из главных факторов повышения качества образования. Начиная с 2011 средняя зарплата учителей стала расти до среднего уровня в регионе. Вместе с этим стала повышаться оплата труда педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей», — рапортовал министр.

Глава Минобразования ЧР высказал мнение, что мотивировать педагогов помогает система стимулирующих выплат. Однако, тут же заметил, что денежная мотивация не всегда является гарантией того, что учителя начнут учить детей лучше. Например, в Порецком районе доля стимулирующей части составляет 36%, а эффективность участия в олимпиадах — 0%. Отсюда вывод министра: нужна другая система стимулирующих выплат, которая должна быть четко связана с результатами.

В своем докладе Владимир Иванов отметил, что результаты работы учителя, разумеется, зависят не только от финансовых стимулов, но и личных способностей.

Развивающие тренинги, проблемные семинары по профилактике профессиональных кризисов, инновационные модели переподготовки и повышения квалификации — через все это нужно будет пройти педагогу, чтобы быть уверенным, что он не только ищет таланты, но иногда и находит.


«В 2012 году по новым моделям повышения квалификации будет обучено около 700 педагогических работников», — пообещал министр.


От учителей Владимир Иванов плавно перешел к ученикам и разобрал каждую ступень образования. По его мнению в республике недостаточно развита система ранней поддержки школьников: «Статистика показывает, что 1/5 часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям, которые, как правило, лишены необходимого для развития талантов педагогического сопровождения. В результате лишь 5% детского населения проявляет себя как одаренная. Одну из серьезных проблем мы видим в том, что большая часть педагогов в системе дошкольного образования, да и на других уровнях, не владеет необходимой компетенцией в сфере выявления, развития и сопровождения одаренных детей и молодежи». В этой связи планируется, что с нового учебного года Чувашский республиканский институт образования разработает новые модули и будет организовывать стажировочные площадки для учителей.

О школах. «Самой массовой и востребованной формой развития талантливых детей является система интеллектуальных, творческих, спортивных соревнований», — считает Владимир Иванов. Наиболее популярным являются предметные олимпиады, в которых участвуют более 30% школьников республики. Как сказал министр образования, для улучшения качества подготовки к олимпиадам нужно в полном объеме запустить работу Республиканской многопредметной очно-заочной школы для одаренных детей. В ней должны учиться все школьники, занявшие призовые места, как на муниципальных, так и на республиканских олимпиадах.

В ходе мероприятия неоднократно звучала идея необходимости индивидуального подхода к одаренным детям. Глава Минобразования ЧР заявил, что «для массового проявления детской одаренности нужно активно переходить на индивидуальные образовательные траектории». В этом плане, по его словам, разрабатываются программы и создаются соответствующие учебные пособия.

К тому же в Чувашии собираются делать ставку на дополнительное образование.


По планам чиновников министерства образования, к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должна вырасти до 70-75%. Причем  50% из них должны обучаться за счет федерального бюджета.


Судя по докладу министра главной целью программы поддержки и развития одаренных и талантливых детей власти республики видят получение выпускниками школ профессии и успешное трудоустройство. На этот счет Владимир Иванов высказался довольно конкретно, что: «Если мы сумеем с вами довести нашего талантливого школьника до получения хорошей профессии, пользы для себя и экономики республики, страны в целом, значит мы с вами сработаем на хороший результат».

В качестве примера министр образования привел печальную статистику: более 25% выпускников чувашских ВУЗов уезжают за пределы республики, а остальные находят работу в сферах, отличающихся от полученной специальности. Хотя, возможно, это не всегда проблемы образования, а скорее несовершенство экономики Чувашии.

После окончания выступления министра на трибуну стали выходить учителя с докладами и говорить, что развивать способности детей им помогают предметные кружки, при этом деликатно подчеркивая, что без финансирования трудно. Хотя всего несколько минут назад им рассказывали о тьюторском взаимодействии с опытными коллегами и семинарах по профилактике профессиональных кризисов.

На протяжении двух с половиной часов меня не покидала мысль: о каком творческом развитии можно говорить, когда даже форма выступления чиновников и учителей давно изжила себя? Доклады ради самих докладов, а не ради публики, не ради ознакомления ее с результатами долгого анализа и размышлений.

Вряд ли можно изменить систему образования к лучшему, если действовать методом «потемкинских деревень». Говорить об инновациях и талантах в столице, удобно попадаясь в поле зрения властей, в то время, как в селах и деревнях закрываются школы. Вряд ли совершим культурную революцию в образовании, пока, дрожа от волнения, будем читать с трибун заученный назубок доклад, вместо того, чтобы перейти к открытой дискуссии с властью, высказаться о наболевшем. И не бояться, что потом получим за это «по шапке». Что должно случиться, чтобы все изменить? Сейчас сложно говорить об этом. Можно сказать одно, перестроить систему образования должен не один человек. Иначе его постигнет та же участь, что небезызвестного Илью Фарбера. 


Культурно-образовательная революция должна произойти в каждом из нас, в учителях, чиновниках, учениках, их родителях.


А начнется она тогда, когда от формального мы перейдем к содержательному, когда перестанем быть конформистами и поймем, что при обсуждении таких важных вопросов (и вообще всегда!) действительно ценно мнение каждой личности, независимо от того, школьник это или учитель, чиновник или журналист. 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...