Сегодня: воскресенье, 4 декабря 2016 г., 17:21
 
Реклама







загрузка...

Школа XXI века: портфель без учебников и дневников

В 4 «Я» классе школы №45 идет урок музыки. Дети хором распевают песню под аккордеон. Но за партами не видно ни тетрадок с текстом песни, ни ручек, ни карандашей... Всё это заменяет маленькая электронная читалка под названием «book-reader».

Школа «оцифровывается». Компьютеров и Интернета уже недостаточно для того, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Для того, чтобы облегчить процесс обучения детей и работу учителя, внедряются новые цифровые образовательные технологии, такие как электронные учебники, интерактивная доска, моноблок в классе и многое другое. Но не приведет ли это к разрушению культурных традиций? Дети перестанут читать бумажные книги, библиотеки опустеют, родители перестанут ходить в школу, потому что об успеваемости ребенка можно будет узнать по SMS-сообщению...

В школе №45 г. Чебоксары 4 «Я» класс, единственный, в который решили внедрить электронные учебники. Book-reader – это по сути версия книги в цифровом виде. Многие модели оснащены экраном на электронных чернилах. А это значит, что поверхность не бликует на солнце и не отсвечивает. «Знаете, сколько весит портфель ученика? - спрашивает директор школы Светлана Федоровна. - Не меньше 4 кг! Помните, раньше делали учебники из легкой бумаги желтого цвета? Сейчас книги другие, их делают из белой, но более тяжелой. Поэтому, я часто вижу такую картину, когда мама и папа тащат портфель ребенка, потому что он тяжелый», - объясняет директор. Это и послужило поводом для того, чтобы внедрить электронные учебники в класс.

К сожалению, как объяснил учитель информатики, Алексей Петрович, в ближайшее время занести основные предметы в электронный носитель пока не получится. «У нас вообще в электронном виде учебников не выпускают. Даже за деньги купить нельзя. Их просто нет», - говорит он. Поэтому на ридере дети могут читать только художественную литературу: произведения, рассказы, стихи, повести и т.д.

Пока проект реализуется на уровне эксперимента. Но уже имеет положительные результаты. Как рассказала учительница начальных классов Валентина Астраханцева, электронные учебники ввели существенное разнообразие в классную работу. У детей появился интерес. Даша, ученица 4 «Я» класса, говорит, что ридером удобно пользоваться. «Раньше в школу нужно было нести много книг и учебников, то теперь литературу можно занести в электронную книжку. А потом читать», - рассказывает она.

Конечно, ридер — это удачная замена тяжелым учебникам. Но не вреден ли он для здоровья? Считается, что электронные книги хуже влияют на зрение в отличие от традиционных. А значит заниматься с ними непрерыв 10-15 минут. Увы, этого времени не достаточно для подготовки к 40-минутному уроку. К тому же, на сегодняшний день такие книги стоят довольно дорого. А дети, как известно, могут легко сломать устройство, повредить, уронить. Поэтому школы не спешат внедрять в классы электронные учебники.

Так называемые ЭОРы, электронные образовательные ресурсы, распространены не во всех школах города Чебоксары, потому что их внедрение требует больших затрат и существенных изменений в жизни школы. Например, в гимназии №5 решили сделать электронный контроль посещаемости. Ученики и учителя теперь при входе в гимназию должны приложить палец на специальный чип устройства, который автоматически определяет имя посетителя.

Если родители захотят получать sms-уведомление о том, что их ребенок пришел в гимназию, они должны будут заплатить деньги. Но это не останавливает мам и пап. Ведь так они могут отследить, не прогулял ли их сын или дочь занятия. Как рассказывает Светлана Алексеева, заместитель директора, такое устройство помогает лучше контролировать посещаемость. «Сразу видно, кто опоздал, кто не пришел. Ребенок ничего не скроет, - сообщает она. - Родителям не нужно переживать, дошел ли их ребенок до нас. А вот дети теперь стараются меньше опаздывать».

От родительского ока не скроешь теперь и дневник. Два года назад школа №45 г. Чебоксары перешла на электронные дневники. «На сайте школы есть раздел Дневник.ру. Оценки, которые расставляются в журнале, дублируются в электронном виде здесь», - рассказывает Галина Сильвестрова, учитель начальных классов, а по совместительству администратор раздела «Дневник.ру». - «Родители получают код доступа к разделу своего ребенка». То есть у каждого он свой, и невозможно подсмотреть оценки другого ребенка, отредактировать что-либо. Там они могут просматривать домашние задание, всю информацию об ученике: расписание, пропуски.

Если раньше можно было уговорить учителя завысить оценку за год или за четверть, то компьютер в этом не убедишь. Строгая программа сама высчитывает и определяет средний бал по предметам и высвечивает каждую оценку своим цветом. Например, 5 и 4 отмечаются зеленым цветом, 3 — желтым, а 2 - уже черным. «Конечно, оценки можно исправлять», - успокаивает учитель. Но главным преимуществом электронного дневника, как она считает, является то, что учителя начали общаться с родителями. Специальный форум дает возможность задать учителю любой интересующийся вопрос. В режиме онлайн могут переписываться и дети. Каждый день в разделе обновляются новости и объявления. «Объявление, которые я вывешиваю в кабинете, бывает, не все видят, а здесь, на сайте, могут посмотреть даже родители. Все оценки на виду, в дневнике не исправишь, дневник не спрячешь, за учителя 5 не поставишь, не распишешься» - перечисляет Галина Сильвестрова.

Есть у этого и обратная сторона медали. Контроль над ребенком — это не всегда честно и правильно по отношению к нему — так думают многие постояльцы чебоксарских форумов. «Камеры, карточки в столовой, надзор со стороны учителей, родителей... голова кругом... И зачем ребенку такое давление? Школа - один из важнейших социальных институтов, который должен воспитать самоорганизацию и самостоятельность. Если ребенок не хочет присутствовать на уроке, он найдет три тысячи способов смыться», - так утверждает одна из посетительниц форума. На что один форумчанин отвечает: « Некоторых родителей на работе проверяют по проходным. Можно и детей так же контролировать. Думаю, хуже не будет». А одна девушка, задалась вопросом: «Дети в школе срок мотают?».

Возможно, такой контроль над детьми, заставляют их думать о том, что ни родители, ни учителя им не доверяют. Однако, такие нововведения повышают меру ответственности учеников. «Если прогуляю школу, родители все равно узнают», - так подумает каждый, кто захочет «слинять» с уроков. Как утверждает, директор гимназии №5, Инна Исаева, ребенок должен участвовать во взаимоотношениях, происходящих между школой и родителями. И должен иметь свое слово. Если это согласовано, тогда конфликтных ситуаций не будет.

Каких-то 5 лет назад сложно было представить, что дети будущего будут ходить в школу с одной книжкой, портфели опустеют, а дневники исчезнут из-за ненадобности. Сегодня это кажется неизбежным. Ведь те же самые электронные учебники, по сути, — всего лишь переходный этап к использованию ноутбуков, которые в будущем заменят практически все бумажные носители информации. Помогут ли гаджеты школьникам и учителям или же навредят — покажет время.

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...