Сегодня: пятница, 26 апреля 2024 года
Пробки: 2
Погода: °C Ветер: м/с Влажность: %
Один том Николая Васильевича
О чем пишет в своей книге первый Президент Чувашии
14 ноября 2012, 10:30 |

В распоряжении «МГ» оказался экземпляр книги «В ответе навсегда», изданной в 2012 году московским издательством «ОЛМА медиа групп». Автор книги — министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров. Но о стратегии развития агропромышленного комплекса страны в книге нет ни слова. Потому что чуть более чем полностью она посвящена  истории Чувашии в 1991-2010 годах и том месте, которое в этой истории занимает первый всенародно избранный руководитель нашей республики.

Задумай Николай Федоров эту книгу лет пять назад — чувашские типографии выстроились бы в очередь за право ее издать. Но история улыбается — теперь за пределами республики вынужден печататься уже сам Николай Васильевич. Саму книгу вряд ли можно будет найти в книжном киоске в фойе Дома правительства, ибо эпитетами, которыми ее автор оперирует при оценке нынешней чувашской власти, обычно сжигают мосты в отношениях между людьми.

Так что перед нами, если не «Архипелаг Гулаг», то уж как минимум «Один день Ивана Денисовича» — книга, распространение которой в республике, мягко говоря, приветствоваться не будет. Итак, о чем же пишет Федоров?

Сразу скажем, что слова «Савва», «парик» и «танцы» в книге не упомянуты ни разу. Возможно, Федоров и сам понимает, что его последние годы пребывания на высшем посту республики породили разве что эти малоприятные ассоциации — поэтому гораздо подробнее он пишет о 90-х годах. О том, как спорил с президентами — Горбачевым, Ельциным, а потом и Путиным. О том, как,  несмотря на эти споры, неизменно пользовался у них уважением. О том, как принимал трудное решение стать дауншифтером и баллотироваться в президенты республики, которая всего за год до этого лишь по счастливому стечению обстоятельств умудрилась уклониться от выбора между коммунистом и националистом. О том, как формировал свои первые правительства не по принципу землячества и личной преданности, а по силе входивших в них личностей. О том, как спасал от разграбления огромные и никому не нужные предприятия, отдавая их в руки сильных руководителей — пусть не упоминая в изложении все свои интересы в этих процессах. О том, наконец, как на месте болота в центре города построил красивейшую набережную (да еще и, оказывается, наполовину за федеральный счет), до уровня которой соседние регионы добрались лишь через 15 лет.  

Мемуары политиков всегда ценны небольшими историями, о которых зачастую можно рассказать только в подобных трудах. Книга ими полна. Например, выборную ночь 1993 года Федоров встретил в Москве и поехал в Чебоксары, лишь, когда узнал, что избран президентом. Но это присказка, а история в том, что ночью свежеизбранного президента банально ограбили в поезде, и с Канашским железнодорожным вокзалом он познакомился через тамошний пункт милиции, в котором ставил подпись под протоколом. Воров поймали, но настроение человека, ехавшего принимать в свои руки республику, можно понять.

Повеселила описанная в книге история с открытием «Сантека», когда прибывшим перерезать ленточку Николаю Федорову и Юрию Лужкову чуть не предложили выпить шампанского из специально приготовленных унитазов – помощник Лужкова в последний момент лишил фотокорреспондентов шикарных кадров. Есть пара историй о визитах в республику первых лиц государства — стало понятно, например, зачем в 2004 году Путина переправляли на вертолете аж в Шемуршу.  Жаль, конечно, что развеять слухи по поводу причины своего внезапного недельного отсутствия летом 2009 года Федоров в книге не пожелал — чем еще больше укрепил подозрения в том, что под теми слухами основание все-таки есть.

Чудеса словесной эквилибристики продемонстрированы автором в главе про республиканские выборы 2001 года. Не без самолюбования упоминая во всех местах книги до и после латинские афоризмы про верховенство закона, в данной главе Федоров больше останавливается на загадочной персоне Станислава Воронова, и через недоуменные пассажи просачивается личная обида. Описывая установку памятника Матери-покровительнице, Федоров, наоборот, как будто не замечает, мягко говоря, противоречивого отношения жителей республики к данной инициативе.

Очень тепло и поименно Николаем Федоровым в своей книге упомянуты министр финансов Николай Смирнов, министр здравоохранения Нина Суслонова, министр образования Галина Чернова, министр промышленности Юрий Волошин, председатели Госкомсвязьинформа Дмитрий Назипов и Сергей Захаров, министр спорта Вячеслав Краснов, руководитель «Химпрома» Виктор Кисин. Подчеркивая разногласия, но, тем не менее, очень уважительно Федоров отзывается о Валентине Шурчанове, Анатолии Игумнове и… Владимире Путине (да-да, о раболепстве по отношению к своему нынешнему начальнику в книге нет и речи). Целая глава посвящена Андрияну Николаеву.

На этом фоне диссонансом выглядят красной нитью проходящие через всю книгу резкие слова в адрес Минсельхоза республики и его предыдущего руководителя. Начиная с упреков в «отсутствии креативности», ближе к концу книги (очевидно, она писалась не за один присест) тон все более ужесточается, и начинают сыпаться обвинения уже в отсутствии ума, порядочности и культуры. Фамилия критикуемого, что характерно, не упоминается ни разу – но такие толстые намеки неправильно понять невозможно. Так же, кстати, как критику назначения «ни дня не работавшего в отрасли молодого человека» на должность «руководителя крупнейшего оборонного предприятия».

Как после этой книги  Николай Федоров собирается строить отношения с нынешним руководством республики – решительно непонятно. Такие слова если и прощаются, то только политиками очень высокого уровня. Остается лишь предположить, что автор книги «В ответе навсегда» не ставит знак равенства между республикой и ее нынешним руководством. Ведь среди тех, кому Николай Федоров дает в книге очень высокую оценку, есть и бывший министр внутренних дел республики Вадим Антонов. И намек на то, что его нынешняя работа в Красноярском крае есть не более чем временная стажировка, автор делает более чем прозрачный.

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость
Город
Чьи имена носят улицы Чебоксар? 15 названий, о которых вы знаете и не знаете
ТЕМА ДНЯ
До сегодняшнего дня республика оставалась единственным регионом в ПФО, где еще действовал масочный режим

Афиша кино для детей и взрослых чебоксарских кинотеатров: Киногалактика, Синема 5, Три пингвина, Волжский, Сеспель

Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, а саму вышивку национальным достоянием. Рассказываем, почему на самом деле это так и есть