Сегодня: суббота, 22 июля 2017 года
Курс валют: USD +0,87 92,24 EUR -0,14 58,93
Пробки: 1
Погода: +14 °C Облачно с прояснениями Ветер: 3 м/с Влажность: 91%
Елизавета Абрамова: «Особенные дети отдаются театру целиком»

Руководитель Чувашского театра кукол рассказала, как создать условия, чтобы театры могли заниматься благотворительной деятельностью, помогая детям-инвалидам, и как драматургия помогает проникнуть в мир особенного зрителя

31 октября 2016, 12:45 | Мой город Чебоксары

В октябре в Чебоксарах проходил IV Международный особенный театральный фестиваль-форум «Одинаковыми быть нам необязательно». Слово «особенный» в его названии говорит о том, что его культурная и образовательная программа была посвящена особенному зрителю – детям с ограниченными возможностями здоровья. Организатор фестиваля, руководитель Чувашского театра кукол Елизавета Абрамова рассказала, как создать условия, чтобы театры могли заниматься благотворительной деятельностью, помогая детям-инвалидам, и как драматургия помогает проникнуть в мир особенного зрителя.


О РАБОТЕ С ОСОБЕННЫМ ЗРИТЕЛЕМ

Каждый театр приходит к тому, что нужно работать и с особенным зрителем. Все мы альтруисты и филантропы, у всех у нас доброе сердце. Поэтому каждый творческий коллектив помогает больницам, детским домам, больным детям. В 2004 году мы начали сотрудничать с детским реабилитационным центром в Новочебоксарске. И однажды его руководитель сказала, «хорошо, что вы нам помогаете, но у нас много детей-инвалидов, которые просто сидят в квартирах и их общение ограничивается только близкими». После этого разговора мы придумали проект «К тебе сказка в дом пришла». Это был эксперимент, мы не знали, что из этого получится, сколько детей, сидящих дома, мы сможем охватить. И для начала решили провести 20 спектаклей.


Когда я озвучила худруку нашего театра Юрию Филиппову идею о том, что нужно поставить спектакль для одного зрителя и показать его в квартире, он не представлял, как это можно сделать.


Но, слава Богу, что у творческого человека нашлось понимание, и он создал моноспектакль, как его видел, и сам же взял на себя в нем роль артиста.

Деньги на проект мы нашли, написав заявку в Министерство культуры РФ. В 2008 году, когда мы писали заявку, тема социализации инвалидов становилась одной из приоритетных. Можно сказать, что мы попали в струю, и на следующий год получили первые 200 тысяч рублей на реализацию проекта.

Один из первых зрителей проекта «К тебе сказка в дом пришла» – Леночка Машенцева

Но когда мы осуществили проект, дальше он остановился, потому что для его продолжения снова понадобилось финансирование. Поэтому мы пришли к выводу, что нужна система получения грантов и постоянного финансирования деятельности по социализации людей с ограниченными возможностями, тем более, что со стороны государства существует запрос на такую деятельность. Сейчас мы пытаемся выходить на эту систему путем проведения фестиваля.

О ФЕСТИВАЛЕ

Фестиваль возник исключительно потому что, начиная с 2009 года, мы делали специальные постановки, подбирали драматургию. Например, про Носорога и Жирафу, которые полюбили друг друга. Над ними издевается обезьянка, и говорит всем, какие они разные и не подходят для дружбы.


Драматургия этой постановки выстроена так, что зритель понимает – одинаковыми быть не обязательно. Вот они полюбили друг друга, и все!


К 2013 году мы пришли к первому фестивалю, на который мы отобрали профессиональные театральные постановки, которые, на наш взгляд, можно было адаптировать для особенного зрителя, чтобы их драматургия несла какую-то функцию.

Фестиваль имеет образовательный характер. Первый был фестивалем с обычным форматом просмотров постановок и их обсуждением. Второй год – формат семинаров, тренингов и мастер-классов. И так чередуется через год. Мы собираемся, чтобы друг у друга поучиться и проанализировать свою работу. Особенный ребенок по-другому воспринимает постановку, но это познается только на практике. Модели нет, и мы ее должны выработать сами.

Трогаю сказку

На нынешнем форуме руководители театров кукол, драматических театров и ТЮЗов, домов и дворцов культуры учились тому, как создавать доступную среду с точки зрения искусства. Наша обязанность создавать духовное, но чтобы его создавать, нужно материальное. Мы, в частности, рассказываем как это должно создаваться, как писать гранты. То есть мы помогаем театрам правильно выстроить свою работу, чтобы благотворительность для них не была обузой.

О ПОСТАНОВКАХ ФЕСТИВАЛЯ

Все постановки фестиваля по-своему интересны. Из характерных – это спектакль «Гадкий утенок» воронежского «Театра Равных», в котором играют как обычные, так и особенные актеры.


За несколько лет своего существования они убедили себя и окружающих, что они такие же, как все, несмотря на то, что имеют отклонения в здоровье.


Учебный театр при Нижегородском театральном училище им. Евстигнеева поставил спектакль для слабовидящих «Оловянный солдатик». Он интересен тем, что его можно показывать и здоровым людям. Для этого зрителям на глаза надеваются повязки, и они попадают в мир слепого человека. Постановка делается максимум для 30 человек, которые не видят действия, но слышат слова, звуки и чувствуют, например, ветер, дождь или качание волн.

«Сколько цветов у радуги» – спектакль для детей-аутистов

Очень интересна история создания спектакля «Сколько цветов у радуги». Эта постановка не была адаптирована, а создавалась специально для детей, страдающих аутизмом. Мы обратились с предложением написать специальную пьесу для аутистов к немецкому драматургу Арнольду Бродичанскому, с творчеством которого театр познакомился при постановке спектакля «Мышка под солнечным лучом». Это пьеса о компьютерной мышке, которая попадает на природу, и ей говорят, что мало видеть все на мониторе компьютера, нужно чувствовать и ощущать красоту природы. Режиссера-постановщика Мишеля Розенманна мы нашли во Франции. Он уже имел опыт подобных постановок и исходил из того, что у аутиста развивается часть восприятия: музыка, цвет, математика... В этом эти дети талантливы.


И чем закончился наш спектакль? Совершенно неконтактный ребенок-аутист в конце спектакля подошел к сцене и стал трогать предметы, чего от аутиста невозможно ожидать из-за врожденного чувства страха.


Это показатель того, что ребенок увидел в спектакле свой мир.

О СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАТНОСТИ

Если смотреть на этот вопрос прагматично, то детей-инвалидов нужно социализировать хотя бы для того, чтобы они смогли себя обслуживать. Например, открывать кран, ходить самостоятельно в туалет. Это освободит немного времени его близких, которое они смогут потратить на зарабатывание денег, а не на постоянную опеку. А если ребенка-инвалида научить нажимать кнопки на клавиатуре компьютера, то он сможет найти общение в социальных сетях. Нужно дать этому человеку с ограниченными возможностями массу инструментов, которыми владеет наше общество.

А театр – это и есть один из инструментов! Ведь сила воздействия искусства настолько мощная, что ребенку можно безрезультатно читать стихи и рассказывать сказки ночи напролет, но иногда бывает достаточно одного раза, чтобы он увидел в «белочке-зайчике» то свое, что ему близко. Мы считаем, что начинать эту работу нужно с раннего возраста, ведь мы показываем сказочки и милые истории, понятные самым маленьким...

«Театр Равных» – спектакль «Дикий»

Если здоровому ребенку предоставляется масса возможностей увидеть и услышать интересную информацию, то особенному ребенку – не всегда. Во-первых, не везде есть доступная среда, во-вторых, не все постановки такие дети смогут увидеть в силу ограниченности здоровья. И когда им предлагается специальная постановка, их переполняют эмоции. Артисты тоже чувствуют больше благодарности со стороны особенных детей.


По большей части здоровые дети приходят на спектакль и все равно сидят в своих гаджетах, они избалованы информацией. Особенные дети отдаются театру целиком.


Еще одна проблема, которую мы хотим решить нашим фестивалем – это воспитание лояльного отношения к инвалидам. Театр – это прежде всего учреждение, здание со зрительными залами. Мы создаем равный доступ на наши спектакли и для инвалидов, и для здоровых детей. Но воспринимать инвалида рядом может не каждый член нашего «здорового» общества. Мамы, которым не нравится соседство ее ребенка с ребенком-инвалидом, у нас далеко не редкость. Лояльность надо воспитывать, и это, на мой взгляд, самое сложное. Технически доступную среду с ее пандусами, подъемниками и тактильной плиткой со временем реализуют, с духовным – нам нужно всем очень постараться.


 

Перейти в раздел

Письмо в редакцию
comments powered by HyperComments
Транспорт
Чебоксарцам предложили «эволюционировать» и смириться с сокращением транспорта

Общественные обсуждения транспортной реформы прошли при полном аншлаге

ТЕМА ДНЯ

Работы по строительству домов ведутся с небольшим, но допустимым отставанием от графика

Окончательное решение будут принимать городские депутаты

Мы побывали в старинном городе, который находится вдали от главных дорог, и делимся своими впечатлениями от его посещения

При этом большинство из них либо откажутся от отдыха, либо предпочтут внутренний туризм