Гадкий утенок или прекрасный лебедь?
Кажется, совсем недавно он был маленьким. Теплая ладошка в твоей руке, беспричинный смех, бесконечные почему, слезы от того, что не сразу получилось завязать шнурки. Казалось, что он будет маленьким еще очень долго. Что же случилось? Кто этот угрюмый раздражительный подросток с сороковым размером ноги, который спешит закрыть дверь в свою комнату и подолгу с кем-то разговаривает по телефону? Почему я не знаю, с кем он дружит и где пропадает по вечерам? И в школе жалуются, стал хуже учиться, дерзит.
25 октября 2011, 08:45 | Ольга Рябова

Такие мысли обуревают едва ли не каждую маму.

Рассказывает Нина, мать пятнадцатилетнего сына: «Сначала мне позвонили из школы, что моего сына там нет. Его телефон был отключен. Весь день сходила с ума. Вечером выяснилось, что он не смог встать утром и не пошел на занятия! Как это может быть? Был милый, послушный мальчик! Извинился, пообещал, что такого больше не будет. На другой день все повторилось! Приехал из командировки отец, разговаривал, кричал даже. Сын поклялся, что такое не повторится, но через несколько дней прогулял снова! Я не знаю, как с ним разговаривать!».

Дочери Ирины четырнадцать. Она встречается с молодым человеком старше ее на 5 лет! Мама в ужасе! Дочка стала хуже учиться, испортились отношения с учителями, странно одевается. «Самое неприятное,- говорит Ирина, что раньше она делилась со мной, а сейчас я не знаю, как с ней общаться! Она грубит. С мужем мы разведены, он живет в другом городе. Попросила позвонить дочери. «Да, папа, хорошо, папа». Но я знаю, она нас не слышит, а отношения с молодым человеком принесут лишь боль. Пробовала говорить с парнем. Косноязычен, нескладен, в глаза не смотрит, одет неопрятно. Не понравился! Но мне во что бы то ни стало надо перетянуть его на мою сторону!»

Маргарита, воспитывает с мужем тринадцатилетнего сына: «От звонков классного руководителя мне становится плохо! Я потом не могу работать весь день! Раньше он учился хорошо. Неужели наступил трудный подростковый период? Мне кажется, он связался с плохой компанией, несколько раз замечала запах сигарет. Как-то в доме пропали деньги. Ему нужны только друзья, которые доведут его до тюрьмы! Мы ему совсем не нужны и наше слово для него ничего не значит!»

Действительно, для подростка (как это не прискорбно) общение со сверстниками гораздо важнее, чем с родителями. В этот период он начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним, как с маленьким. Может возникнуть серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Дело в том, что отношения со сверстниками обычно строятся на равных, в то время как с родителями и учителями остаются неравноправными. Общение с товарищами начинает приносить подростку больше удовлетворения, он отходит от школы и от семьи, больше времени проводит со сверстниками.

В подростковых группах осуждаются жадность, эгоистичность, нарушения слова, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением других. Связи с родителями, эмоциональные в детские годы, становятся слабее. Подросток менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны он доверяет уже не им, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Любое такое обсуждение воспринимается как покушение на его свободу. Один в подростковой группе зависит от всех и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «мы», часто прибегает к групповой речи, подростки начинают носить одежду одного стиля, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Как же родителям общаться с подростком в столь нелегкой ситуации?

Об этом нам расскажет практикуюший профессиональный психолог , гештальт-терапевт, педагог, член Союза писателей Чувашии Елена Хафизова( Элеонора Архонта):

«Период подросткового возраста сопровождается внутриличностными кризисами и кризисами в общении со взрослыми. Это вызвано тем, что организм ребенка претерпевает резкие изменения, вызванные престройкой гормонального фона, половым созреванием организма, внутренние органы растут медленее, чем костная система, что создает ребенку физиологический и психологический дискомфорт . Подросток часто бывает нетерпелив, резок, вспыльчив, настойчив. Такое поведение свойственно и мальчикам, и девочкам. Это возраст, когда ребенок вливается в окружающий мир, познавая его, сопоставляя полученную от взрослых информацию с реальными ситуациями. У подростка присутствует ярко выраженная нетерпимость ко лжи. Весь мир для него окрашен в черные или белые тона, промежуточных оттенков нет. Наблюдается частая смена настроения. Многие подростки недовольны своей внешностью, ищут недостатки. Ведь они и в самом деле похожи на «гадких» утят, которые потом превратятся в прекрасных лебедей.

И, если ребенок замечает, что в мире не все так правильно, как вы ему рассказывали, он теряется в выборе способов поведения. Подросткам свойственна идентификация. То есть ребенок выбирает для себя кумира, которому он хочет подражать (актеры, спортсмены-чемпионы, герои фильмов или книг, взрослые люди из их окружения).

Для подростков важна поддержка сверстников. А как же иначе, ведь это одно поколение, будущие взрослые, с которыми нужно будет идти по жизни далее.
Подросткам очень нужна помощь взрослых. Общайтесь с ними на равных, не показывайте превосходства, не унижайте их. Поддержите ребенка вашей безусловной любовью, чаще беседуйте с ним (ней), расскажите о своем подростковом периоде, первой любви, ваших трудностях этого возраста, уважайте мнение подростка, советуйтесь с ним, доверяйте ему».

Доброжелательные взаимоотношения помогут пережить трудности возраста , принять себя и мир, обрести лучшие черты характера .
 

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость