Сегодня: пятница, 9 декабря 2016 г., 06:55
 
Реклама







загрузка...

«Стеклянный зверинец»: осколки, которые ранят душу

«Стеклянный зверинец» — эту пьесу известный американский драматург Теннесси Уильямс писал о себе, своем детстве, своей семье. Сестра автора Роза страдала от депрессий, мать была властной, суетливой женщиной, живущей воспоминаниями, отец рано оставил семью и отправился в бесконечное путешествие. В этой удручающей обстановке Томас (настоящее имя драматурга), вынужденный кормить семью, не мог делать главного — заниматься творчеством. И он ушел, сделав самый тяжелый выбор в своей жизни. Позже в результате неудачной операции его сестра превратилась в безжизненное существо. Чувство вины за то, что он оставил ее, терзало драматурга до конца жизни.

Пьеса стала его попыткой оправдаться, сказать: «Я не мог поступить иначе. Прости». В этом и скрыта психологическая глубина «Стеклянного зверинца».

Русский драматический театр взялся за эту, полную лиризма и сентиментальности, драму еще в прошлом сезоне. Второй премьерный показ состоялся 22 сентября.
 На стенах зала — проекция городских пейзажей Америки. Саксофон и зажигательный брейк-данс. Уже с самого начала понимаешь, что режиссер-постановщик Ашот Восканян решил, что не будет «плясать под дудку» Теннесси Уильямса. И вместо скрипки, под звуки которой одетый в форму моряка Том Вингфилд, один из главных героев и повествователь, должен начать свой рассказ, воссоздал на сцене яркое, современное духом, представление. Но что он хотел сказать? Об этом станет известно позже.

И вот начинается основное действие. Мы видим портрет отца семейства Вингфилдов, который ушел из семьи, чтобы странствовать по разным странам. Мать Тома, Аманду, волевую, энергичную женщину, запутавшуюся в своих иллюзиях и страхах. Его сестру Лору, застенчивую девушку, страшащуюся реальной жизни и занимающуюся лишь своим стеклянным зверинцем — фигурками животных. Лора покладиста и смиренна, она ни словом не перечит матери. По сравнению с ней Том выглядит совсем другим: он постоянно спорит с властной Амандой, чья чрезмерная опека его удручает. Он тяготится необходимостью работать в магазине, чтобы прокормить семью. И мечтает о дальних плаваниях.

Поначалу сюжет похож на бесконечное выяснение отношений, в семье, где нет близости и единства. Эпицентр всех скандалов — миссис Вингфилд. Она любит своих детей, но живя в хрупком мире иллюзий и предрассудков, не может дать им свободы выбора своего пути. Она ругает дочь, за то, что та постоянно возится с фигурками животных, но сама превратила свою жизнь в стеклянный зверинец. Звуки бьющегося стекла — сигнал о том, что мир, в котором живут наши герои, дал трещину, зритель услышит несколько раз. Например, когда разьяренный Том скажет матери все, что о ней думает.

Сидя в зале, можно было чувствовать, что обстановка на сцене нагнетается. Главный герой становится все более раздражительным, опекунство Аманды раздражает уже и зрителя. И вот он кульминационный момент: гость Джим  О' Коннор, которого Том пригласил по просьбе матери, чтобы «сосватать» его за Лору, уходит. И хотя перед этим он наговорил девушке множество приятных вещей о том, что она особенная, не вышло, визитер уже помолвелен, а девушка по-прежнему одинока. Виноват, по мнению миссис Вингфилд, конечно же, Том. Но юноша уже не может выдержать этого, он покидает свой дом, последовав примеру отца. Он разбивает сковавший его движения стеклянный зверинец, но осколки ранят душу. В конце главный герой словно исповедуется: «О, Лора, Лора, я пытался оставить тебя позади; я верен тебе больше, чем хотел бы!»

Жесток ли Том Вингфилд? Отчасти. Живя в стеклянном зверинце, он выбрал закон Природы — выживает сильнейший. Но мы его понимаем, если бы он остался, ничего бы не изменилось, он превратился бы в «растение» вместе с остальными членами семьи. Но теперь он свободен, ведь еще с самого начало было видно, что «он мятежный просит бури...». Отсюда его мечта стать моряком. Отсюда брейк-данс, который режиссер, так удачно вставил в спектакль. Ведь это молодежное направление и есть олицетворение свободы духа.

От том, как действо, происходящее на сцене, воспринимали зрители, можно было судить по их бурной реакции. Поцелуй Лоры с Джимом — зал охает. Когда на сцене появляются новые персонажи, не предусмотренные Уильямсом, разражается аплодисментами.
Кстати, о новом. Это не только ярко-энергичная команда «Шупашкар Rockers» и саксофонист Борис Ерофеев, но еще и очаровательные «распутницы», появляющиеся в тот момент, когда Том с сарказмом расказывал матери, как он предается грехам, это кавалеры, которые «вышли» из воспоминаний Аманды.
Декорации — говорящие. Дом Виндфилдов напоминает стеклянную клетку, не трудно догадаться, что это удручающее место. Свет преимущественно приглушенный — просьба Теннесси Уильямса учтена. Пользуясь столь яркими средствами выразительности, режиссер превратил спектакль яркое, зрелищное представление, которое только подчеркивает всю глубину трагизма пьесы.

Но даже если не было бы всего этого антуража, наверняка, постановка Русского драматического театра не стала бы хуже. Ведь главное — это эмоции, актерская игра. Людмила Котельникова, играющая Аманду, добавила роли еще больше обаяния и прекрасно показала энергичность своей героини. Том, Сергей Куклин, был, как и полагается, дерзок и свободолюбив. Герой Александра Смышляева, Джим, был в меру приятен, в меру забавен. А Юлия Дедина, исполняющая Аманду, просто покорила зрителей своей чистотой и беззащитностью. На спектакль стоит сходить уже ради ее игры. 

«Стеклянный зверинец», привлекателен тем, что акуальность его не теряется с годами. Вопрос того, как можно вырваться из душащих обстоятельств жизни, разбить хрупкий мир страхов, мучает всех и во все времена. Поэтому вывод один: нужно посмотреть, как это делают другие. Но желательно повторить без душевных травм.

Рецензия Мой город Чебоксары©

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...