Сегодня: вторник, 28 февраля 2017 года
Курс валют: USD +0,46 57,93 EUR +0,8 61,25
Пробки: 3
Погода: -4 °C Облачно с прояснениями Ветер: 2 м/с Влажность: 84%
«Сказки Гофмана». Революция на сцене и в сознании!
Спектакль Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» начинается. Зал замирает от приятного волнения и ведет про себя обратный отсчет секунд. Все знают, что это будет не просто спектакль, а нечто большее. Возможно, новый творческий уровень или репертуарный феномен театра...
24 ноября 2011, 13:14 | Екатерина Никитина

И вот, занавес распахивается, мы видим спящего Гофмана, его друга Никлауса, статистов, декорации — все очень странное, непонятное, иное, но просто потрясающее! Пожалуй, многие зрители в первые минуты спектакля испытали небольшой шок. Конечно, классическую постановку «Сказок Гофмана» никто не обещал. Но то, что придумали и воплотили создатели спектакля, можно назвать настоящей революцией! Переосмыслению, переделке подверглось очень многое, начиная от содержания и заканчивая костюмами. Но не это самое главное, а то, что получилась цельная и очень смелая постановка, в которой лиризм и фаталистичность сливаются в одно. Гофман в спектакле и главный герой, и сторонний наблюдатель одновременно. Любовь постоянно убегает от него, но он не в силах что-либо изменить. Кажется, что кто-то там, наверху, уже завел сложный механизм, который управляет его судьбой. Участь писателя — одиночество наедине с грезами и фантазией, а творчество — его спасение.

О том, что спектакль будет пронизан идеей предопределенности и господства высших сил над человеком, еще на пресс-конференции говорил художник-постановщик Валентин Федоров: «Когда ученые открыли микромир, они удивились его красоте и тому, что в нем срабатывают те же законы, что и в жизни — борьба гармонии и сил разрушения... Как мы наблюдаем за этим миром, так, возможно, кто-то наблюдает и за нами...»

Но не все так безнадежно, как кажется на первый взгляд. В этой истории, кажущейся поначалу мрачной, есть лучик света, олицетворяемый другом Гофмана Никлаусом. Именно он, человек, постоянно оберегавший его от бед, является его Музой, воплощением всех его идеалов. «Фальшивые друзья, любовь-пустышка, искусственный мир собственных заблуждений, страх собственной неправоты... вместо жизни — иллюзия жизни. А всего-то и надо было — оглянуться вокруг и понять, что счастье ждет рядом, что муза все это время шла бок о бок, оберегая и предостерегая»,— комментирует режиссер-постановщик Максим Жучин.
В день премьеры партию Гофмана исполнил Иван Снигирев, который удивил не столько своим великолепный тенором (публика Чувашского государственного театра оперы и балета восхищается им уже давно), а замечательными актерскими способностями. Своему герою он придал огромное обаяние и харизму. И, пожалуй, именно Снигирев стал главным украшением спектакля. Маргарита Финогентова в роли друга писателя тоже была неотразима. Она прекрасно воплощает в себе двойственность образа: Никлаус и Муза в одном лице. 

«Я смотрела классическую постановку «Сказок Гофмана» еще в Свердловском театре в восьмидесятые годы, поэтому мне есть, с чем сравнивать. Но я не могу сказать, что спектакль Чувашского государственного театра оперы и балета чем-то хуже или лучше. Он другой, очень интересный, современный. Бесподобный Снигирев, потрясающие хор и оркестр. Молодцы!», — делится своим мнением зритель Светлана Васильева.

Конечно, невозможно не сказать об оформлении. Сценография продумана до мелочей, а больше всего впечатляет идея трех небольших экранчиков на сцене, на которых транслируются мысли и чувства героев. Фантастичность, мистика имеет место в каждой детали от полиэтиленового занавеса до лестничной конструкции. А костюмы переворачивают все представления о том, как должен выглядеть «стандартный» персонаж в опере. Валентин Федоров сдержал свое обещание: выход каждого нового героя стал явлением. Публика, конечно, не могла не отметить все это. «Спектакль очень необычный. Свое видение постановщики отразили и в декоряциях, и в образах героев. Впечатлили, например, черти на прыгунках-джамперах и в нарядах с водяными шариками», — считает Ринат Иванов, постоянный зритель Чувашского государственного театра оперы и балета.

Когда спектакль закончился, зал взорвался бурными аплодисментами и возгласами «браво!». Публика долго не отпускала артистов. И все это было похоже не просто на благодарность за хороший спектакль, а на победный клич, звучащий после успешной революции! Революции на сцене и в сознании зрителя! 

Фото: Ольга Шоклева, Анна Алексеева

Рецензия Мой город Чебоксары©

ФОТОРЕПОРТАЖ
Рецензии
APTĂRA-fest – 2016 в ЧХТ
17 ноября в Чебоксарах прошел фестиваль авангардного национального искусства APTĂRA-fest. «Аптăра» по-чувашски и татарское «аптырау» – это шок, удивление, ступор. Организаторы фестиваля попытались показать татар и чувашей такими, какими мы их еще не видели
Всероссийский День снега в Чебоксарах
17 января в городе Чебоксары прошли соревнования, посвященные Всероссийскому Дню снега. В них приняли участие 116 семейных команд
Письмо в редакцию
comments powered by HyperComments
Авто
Ладыков заподозрил работников пунктов весового контроля в нечестной работе

В связи с этим в течение недели планируется обновить ответственный кадровый состав

ТЕМА ДНЯ

Число субсидируемых маршрутов увеличилось со 102 до 124

Спортсменка из Чувашии стала второй в спринтерской гонке

Ни один магазин не получил специальную наклейку от Александра Молочко