Гришковец в Чебоксарах: «Попробуйте пересказать мой текст. Не получится!»
Есть такой писатель. Даже не просто писатель, а еще драматург, режиссер, актер. То есть он сам пишет что-нибудь, а потом один, представляете, совсем один, без других актеров, исполняет это на сцене.
23 ноября 2011, 10:33 |

Один на сцене. Такой человек-оркестр. Зовут его, как, наверное, уже все догадались, Евгений Гришковец. И недавно он выступил в Чувашском государственном театре оперы и балета со своим спектаклем «Как я съел собаку». Просто взял и выступил. А до этого поговорил с журналистами о себе и о других разных вещах.
Драматург в Чебоксарах впервые. Говорит, раньше его сюда не приглашали, поэтому желание выступить в столице Чувашии изъявил сам. Но уже до начала спектакля Евгений Гришковец посетовал: полного аншлага в нашем городе нет, остались непроданные билеты, а он к этому не очень привык...

«Нужно быть довольно дремучим человеком, весьма дремучим, чтобы не читать книг никогда, не ходить в театр и не знать, того, что я делаю. Если человек не знает, которому за 20 лет, то он довольно дремучий, особенно если он житель большого города. Он в каком-то другом совершенно информационном поле находится. Потому что уже ряд текстов моих включены в школьную программу», - считает Евгений Гришковец.

Действительно, этот невысокого роста человек, с лукавым взглядом и всезнающим выражением лица пользуется сегодня огромной популярностью. И ни с кем не собирается делить свою творческую нишу. Разумеется, интересно было у него узнать, как он относится к возможности появления жанрового соперника.

«Человеку который сейчас, в ближайшее время, захочет один исполнять на сцене что-то собственного сочинения, будет очень трудно. Не потому, что будет некая конкурентная ситуация. Просто он попадет автоматически в сравнительное поле. Любой зритель, который захочет такого человека увидеть, наверняка, знает, что я делаю. Он тут же попадает в сравнение со мной. Это сложно. Поэтому молодой автор постарается этого избежать, постарается быть непохожим. А любая попытка быть непохожим на кого-то приводит обязательно к сравнительной ситуации. Могу с очень высокой степенью уверенности сказать: в этой сфере деятельности в ближайшее время никто не появится. Ребятам, которые тоже хотят писать и читать монологи, пока советую заняться чем-нибудь другим».

Неповторимость Гришковца, правда, уже была под угрозой, когда спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» и фильм «О чем говорят мужчины» театра «Квартета И» стали сравнивать с тем, что делает драматург. Оскорбленный таким приблизительным подходом, Евгений Гришковец написал разоблачительную статью в «Живом Журнале».

На встрече с журналистами он поделился своим мнением на этот счет:

«При всей похожести... У меня в спектаклях всегда есть жесткая композиция. Я в отличие от них («Квартета И» - прим. авт.) знаю законы жанра. Я учился этому. Я все-таки теоретик литературы. Их фильм или спектакль мог бы длиться 10 часов, мог бы длиться час, и было бы понятно, о чем он идет. Люди разбили монолог на четверых и сообщают о том, как они прекрасно знают жизнь. Они настолько ее прекрасно знают! Они настолько упиваются собственными знаниями, собственным чудом! Они демонстрируют такую пресыщенность в этом, такое жлобство! А все герои моих спектаклей не знают, что такое жизнь. Они мучаются от этого незнания. Не знают, как жить дальше. Но они жизнь любят. Они все жизнелюбивые люди. А эти жизнь не любят и бегут от нее. Они устали от денег, от лохов, тех людей, которых они окучивают, они устали от своих женщин. Они устали от всего! Такие красавчики, такие вот пресыщенные. Это настолько для меня омерзительная жизненная позиция (как художественная позиция она просто невыносима), что я могу сказать, что это произведение для меня является идеологическим врагом. Такой тип героя, такой тип художественного высказывания несвойственны русской литературе, русской традиции и русской культуре. Для меня это отвратительно и с этим я буду бороться, как могу».

Свой собственный стиль Гришковец просит также не путать с разговорным.

«Никакому человеку никогда никто не позволит два часа без умолку рассказывать что-то разговорным языком. Этот сложно выстроенный, тщательно выверенный, с особым синтаксисом, с особым построением предложений, с довольно короткими абзацами текст — результат продуманного и крайне кропотливого труда. До того, как начать писать свои собственные тексты, я занимался анализом текстов других авторов. Я профессиональный литературовед. Какой, к черту, разговорный язык! Он только кажется таковым. Попробуйте пересказать, не получится!»

Как признается сам Гришковец, только ему самому удается с легкостью совладать со своими сложно произносимыми текстами. Но трудности на сцене все равно есть, не те, что касаются чтения монологов, актерской игры, другие.

«Сложно, когда не удается найти контакт с залом, когда люди начинают ходить в туалет, ходить куда-то попить, когда отвлекаются и начинают шептаться. Это сложно, потому что я один, и у меня нет возможности переключиться на партнера или сделать вид, что я не замечаю того, что происходит в зрительном зале. Сложно, когда зритель ведет себя неадекватно. А это случается сплошь и рядом».

Когда начался спектакль «Как я съел собаку», пришлось убедиться, что невнимательные и непочтительные зрители действительно могут разозлить Гришковца не на шутку. Актер прерывал выступление, чтобы пожурить тех, у кого звонят телефоны, а одну зрительницу даже попросил выйти из зала за то, что та сидела, положив ноги на стул. Странная ситуация! Абсолютно бескультурное поведение зрителей приводит к не очень культурному поведению актера... Все-таки ловить негатив со сцены тоже не очень хотелось. Но в целом спектакль свой Евгений Гришковец отыграл хорошо.

Когда после очередной ироничной реплики в зале раздавался громкий смех, становилось понятно, что кто-то в герое узнал себя или своего знакомого. Вообще, у драматурга есть такая способность, выхватывать из жизни именно те моменты, которые случаются у каждого. Желание ребенка не вставать с постели по утрам и идти в школу, ожидание подарка на день рождения и разочарование после того, как тебе вручают книгу и свитер, страх перед чем-то неизвестным, который Гришковец сравнивает с чудищем из фильмов ужасов и говорит, что страшнее тогда, когда не знаешь, какое оно, ощущение того, что ты изменился и никогда не будешь прежним — каждый из нас испытывал что-то подобное. А еще человек-оркестр с удивительной иронией рассказывает про армию. Служба на флоте — это и есть лейтмотив его спектакля «Как я съел собаку». И герои — знакомые все лица! Суровые офицеры, скучающие по дому матросы, затюканный кореец по имени Коля И и даже благородные бабочки, занесенные в «Красную книгу» — все! При этом Гришковец намеренно «выпячивает» те или иные качества своих персонажей: глупость, наивность, неотесанность, простодушие. Но это не сатира, а просто желание показать характерные черты и сделать своих героев более яркими, а рассказ жизненным и правдивым.

Если на сцене актер был в образе и профессионально исполнял свою роль, то на пресс-конференции, почему-то, казалось, находится не в самом лучшем расположении духа. Что-то, видимо, Евгения Валерьевича в Чебоксарах не устроило... Поэтому вопрос «Что должно произойти сейчас, чтобы ваше настроение улучшилось?» был закономерным. Гришковец, конечно же, ответил, что у него прекрасное расположение духа, а чтобы оно стало еще лучше, нужно, чтобы спектакль прошел хорошо.

«Как я съел собаку» зрителям, судя по их громким аплодисментам, понравился. Настроение Евгения Гришковца, разумеется, улучшилось и он пообещал приехать к нам еще раз.

Рецензия Мой город Чебоксары©

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость