Сегодня: четверг, 30 марта 2017 года
Курс валют: USD -0,55 56,37 EUR -1,21 60,59
Пробки: 0
Погода: -5 °C Облачно с прояснениями Ветер: 4.2 м/с Влажность: 89%
«Преступление и наказание» в Русском драмтеатре. О героях нашего времени
Унылые виды Петербурга XIX века. Комната, похожая на гроб. И зловещий вопрос, который не дает покоя студенту-неудачнику: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?». Каждая деталь романа Достоевского «Преступление и наказание» отсылает нас в далекое прошлое. Но стоит просто посмотреть инсценировку с живыми героями и неподдельными эмоциями, понимаешь, что это произведение живет вне времени. 1 декабря Русский драматический театр представил на суд зрителя спектакль «Преступление и наказание».
05 декабря 2011, 13:08 | Екатерина Никитина

Роман Достоевского с его психологизмом и интеллектуальностью, вряд ли, можно назвать простым для инсценировки. Но главный режиссер театра Ашот Восканян рискнул. Родилась классическая постановка. А классика значит постоянная актуальность.

Вечное, животрепещущее в спектакле «Преступление и наказание» скрывается, например, в мрачных декорациях, имитирующих городской пейзаж бедного района Санкт-Петербурга. Обвалившаяся штукатурка, окна, напоминающие «Черный квадрат» Малевича, вездесущая серость — все это есть и сегодня. «Красочным» фоном для романа о людях, задыхающихся от безысходности, может стать, пожалуй, любое ветхое жилье небогатых жителей северной столицы или другого города.

Персонажи романа тоже герои нашего времени. Семейство Мармеладовых расколото на части топором нищеты и порока. Разве это явление характерно исключительно для IXX века? Семен Мармеладов, алкоголик, который ненавидит себя за слабость и безволие, Сонечка, торгующая телом, чтобы прокормить родных, Катерина Ивановна, больная женщина, неспособная стать опорой для своих детей — эти герои живы сегодня. Изменились лишь имена, фамилии, адреса.

Но самое страшное, что в наше время все еще существуют такие, как Родион Раскольников. На первый взгляд, воспитанные и интеллигентные. Поэтому никто не знает, чем они занимаются тихими вечерами, в своих комнатах, куда посторонним вход воспрещен. Современные раскольниковы так же одержимы своей теорией, они пишут манифесты и собирают взрывные устройства. Но старухи-процентщицы их сегодня мало привлекают. Гораздо интереснее застрелить популярного музыканта, «наказать» студентов, отдыхающих в молодежном лагере, или взорвать случайных прохожих, оказавшихся не в то время, не в том месте. А потом имена «теоретиков» становятся известными и звучат в теле-и радиопередачах. Геростатова слава! Но все-таки вечная (хоть и не светлая) память и несколько абзацев в учебнике истории — обеспечены. Что будет после осуществления замысла, родившегося в больном воображении, — признание параноиком, тюрьма, смертная казнь — уже не важно.

Достоевский рисует легко узнаваемые образы и характерные для любого времени события. И спектакль повторяет каждый жест Федора Михайловича. Разница лишь в том, что ожившему на сцене роману, героям, созданным из плоти и крови, легче передать смысл произведения и заставить зрителей по-новому взглянуть на сюжет «Преступления и наказания», нежели обычной книге.

При просмотре спектакля, у меня тоже появилась навязчивая идея. Хоть это и была классическая постановка, хотелось увидеть Раскольникова светловолосым молодым человеком в одежде Lacoste, столь любимой небезызвестным норвежским террористом. (Поиск современных образов для других героев тоже не составит большого труда). Коль скоро этого не произошло, позволю себе заметить, что Александр Смышляев в костюме бедного студента тоже производит довольно сильное впечатление. Возбужденный, и даже в чем-то привлекательный до осуществления зловещего плана, и жалкий, болезненный, сутулый после — актер чувствует душевное состояние своего героя. И замечательно передает его при помощи взгляда, мимики, интонации голоса. Поразила Татьяна Володина. Без лишней суеты, без наигранных эмоций воссоздала она образ Сонечки Мармеладовой. На сцене мы увидели маленькую, беззащитную, порочную и в то же время святую женщину, готовую пожертвовать собой ради счастья других.

Единственное, чему не хочется верить, катарсису Раскольникова. И это, конечно, претензии не к актерам или режиссеру, а в адрес самого Достоевского. Может ли человек, решившийся на убийство от скуки, вспомнить о Боге, отправиться на каторгу и таким образом очистить свою душу?.. В конце спектакля эффектная сцена! Соня и Родион идут на свет. Замысел в том, что это есть свет божий. Но я увидела лишь фонарь, который режет Раскольникову глаза и заставляет в очередной раз усомниться в его будущей святости.

Рецензия Мой город Чебоксары©

 

 

Перейти в раздел

Письмо в редакцию
comments powered by HyperComments
Общество
Активисты «Ирӗклӗх» предложили главе Минобра России проводить ВПР на чувашском языке

По мнению общественников, школьники должны сами выбирать, на каком языке им писать всероссийские проверочные работы

ТЕМА ДНЯ

В городе задержали пятерых участников митинга и оштрафовали двоих из них за неповиновение полиции

Женщины имеют с мужчинами равные права, но обязанностей у них побольше

Ни один магазин не получил специальную наклейку от Александра Молочко