Театр-лаборатория «Эксперимент»: нужно просто научиться любить!
Сегодня все мы любим говорить о духовном здоровье нации: об алкоголизме, о разрушении института семьи, о безволии народа. Делать обеспокоенное выражение лица, и громко цокать при виде влюбленной парочки, распивающей бутылку пива. Но вот предпринять что-либо для того, чтобы все это исправить, хотят не многие. Ведь удобнее осуждать, чем помогать. Театр-лаборатория «Эксперимент» во главе с режиссером Юрием Тя-Сенем предпочитает дело слову.
15 ноября 2011, 13:38 |

В репертуаре театра – триптих «З. В. П.», созданный по мотивам трех литературных произведений: сказки Салтыкова-Щедрина "Самоотверженный заяц", рассказа Валентина Катаева "Вещи" и стихотворения Олега Чухонцева "Пробуждение". По своей форме – это молодежный мюзик. Но если вы думаете, что увидите привычное для этого жанра содержание – праздник, веселье, счастливый конец – то ошибаетесь. Спектакль «З. В. П.» призван не только для того, чтобы развлекать, но и исцелять. В нем мы видим ситуации, которые описали литераторы разных времен, IXX, XX и XXI веков. Самое парадоксальное, и, вместе с тем, печальное, в том, что проблемы, которые беспокоили авторов на тот момент, остались актуальными и по сегодняшний день. Заяц, который считает, что поступил благородно, подчинившись приказу волка сидеть под кустом и ждать своего смертного часа. Шурка, женщина с «богатым» внутренним миром, измеряющая счастье количеством купленного на рынке барахла и относящаяся к собственному мужу как к вещи. Среднестатистическая российская семья, встречающая очередное утро в похмелье и скандалах. В героях триптиха «З. В. П.» мы можем узнать своих соседей, родных, самих себя… И оттого спектакль многим из нас покажется неприятным. Ведь это правда – горькая.


Кривое зеркало нашей реальности – именно так можно назвать то, что происходит на сцене. Почему кривое? Потому что как и известный аттракцион, «З. В. П.» не просто показывает те или иные качества, а даже гиперболизирует, чтобы проще было разглядеть недостатки. Жены в этом спектакле – недалекие и необразованные тетки, мужья – мягкотелые и зависимые от алкоголя мужики, женщины старшего поколения – унылые вдовы в черных одеждах. Кто-то может не согласиться: «В нашем мире есть и хорошее». Театр-лаборатория «Эксперимент» и не спорит с этим. Но разве наличие светлых моментов в жизни дает нам право забывать о болезнях сегодняшнего общества?

Нет, нельзя забывать, нужно лечить. И часто помогает шоковая терапия. И речь идет не просто о том, чтобы показывать и обличать недостатки. Чтобы достучаться до сердец зрителей, необходимо и актерское мастерство. Артисты театра «Эксперимент» не имеют специального образования, но играют не хуже профессионалов. Их диалоги и монологи очень эмоциональны, иногда просьба, призыв или вопрос превращаются в крик. И это, конечно, сильно воздействует на зрителей, заставляет их проникнуться проблемой.

Юрий Тя-Сен искусно использует способности своих подопечных и свой режиссерский талант. Например, в сцене, где самоотверженный заяц очутился у волчьего логова, мастер решил, что хищник и его жена должны быть не одни, как у Катаева, а со свитой. И каждый член этой «банды», несмотря на то, что он просто в массовке, был по-своему неприятен. Главный волк в «З.В.П.» не просто сказочный отрицательный персонаж, а вполне реалистичный. Все свои приказы он читает по слогам с бумажки, а свита смотрит ему в рот и повторяет каждое слово. Вам, дамы и господа, эта картина ничего не напоминает? Например, наших политических лидеров.


В «З.В.П.», как и в любом мюзикле, много песен. Артисты театра поют их сами, а режиссер подпевает. Песни эти знакомы каждому из нас, потому что как и мы, родом из СССР. Но в спектакле они иногда приобретают двоякий смысл. К примеру, знакомые всем строки: На границе тучи ходят хмуро/ Край суровый тишиной объят/ У высоких берегов Амура/Часовые Родины стоят; – используются при описании волчьего логова. Кого-то это вновь может возмутить. Но, прежде чем осуждать театр «Эксперимент», подумайте, не мы ли сами придали старым добрым песням о главном иной смысл.

По старой традиции зрители театра после спектакля могли задать любые вопросы Юрию Тя-Сеню. Публику интересовало многое: как добиться справедливости на выборах, почему театр не боится показывать несовершенство современного мира даже при детях, почему весь спектакль в таких мрачных тонах. Режиссер и психолог Тя-Сень всем дал ответ. А еще он подсказал, как можно решить многие проблемы: нужно просто научиться любить! 

Рецензия Мой город Чебоксары©

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость