Сегодня: вторник, 6 декабря 2016 г., 03:48
 
Реклама







загрузка...

Чебоксарские школьники учатся разрешать конфликтные ситуации

Многие согласятся с тем, что возможность выйти из конфликтной ситуации, будучи услышанным и понятым, спасает нервы, отношения и даже жизни. Наверное, поэтому чебоксарских школьников и учат быть медиаторами. Как это происходит, мы увидели своими глазами

Для начала нужно объяснить, что значит медиация. Говоря простым языком, это форма посредничества, которая позволяет урегулировать конфликты в самых различных сферах жизни. То есть, когда есть две поссорившиеся стороны, например, вышеупомянутые Иван Иванович и Иван Никифорович, должен найтись третий. Допустим, Иван Степанович, который выступит посредником между ними, даст им возможность высказаться. Услышит то, к чему глухи конфликтующие, донесет это до них и поможет людям понять друг друга. 

 —  Это не означает, что после разговора с медиатором, поссорившиеся стороны должны помириться и стать друзьями на всю жизнь. Но у них есть возможность не хранить обиду, восстановить отношения, — рассказывает Татьяна Абрамова, педагог-психолог высшей категории, руководитель Клуба юных медиаторов на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары.

В Чувашию медиация пришла четыре года назад. Считается, что это один из эффективных методов снижения уровня детской преступности и улучшения взаимоотношений между детьми- подростками, педагогами и родителями. Татьяна Абрамова объясняет:

 —  У нас дети обучаются технологии ведения переговоров в конфликтной ситуации. Тем самым помогают своим сверстникам налаживать взаимоотношения в школе. Технологию могут освоить все, кому больше 11 лет, то есть дети, достигшие определенной степени психологической зрелости. Если у человека есть интерес к этой деятельности и любовь к людям, то он имеет все шансы стать хорошим медиатором. 

Как же долго нужно учиться этому мастерству? Ответ прост и вместе с тем неоднозначен:

—  Познакомиться с основами медиации можно за три занятия. А наработка навыков и опыта может длиться всю жизнь, — утверждает Татьяна Абрамова.

Конечно, можно сомневаться в том, что школьники успешно справятся с ролью медиаторов. Думать: а не лучше ли, если применять эту технологию по отношению к конфликтующим сторонам в школе будет педагог? Ведь у него больше жизненного опыта и, наверняка, лучше развиты коммуникативные качества. Но, с другой стороны, мы сегодня часто слышим: современные учителя ограничиваются только тем, что дают знания по своим предметам. А решать психологические и межличностные проблемы учеников — сегодня не в их компетенции. 

Татьяна Абрамова с такой позицией не согласна: 

—  Может быть, и есть такое мнение. Но многие из наших педагогов продолжают интересоваться жизнью детей. При этом медиация в подростковой среде — это еще одна помощь в налаживании отношений между учениками. Тем более, подросток подростка может понять лучше, чем взрослый.

Юные медиаторы, многие из которых посещают Клуб уже второй год, тоже так думают. 

 —  Занятия медиацией очень помогают в жизни. Иногда подружки ругаются из-за пустяков. И я как нейтральное лицо могу помирить их. В школе возникает много конфликтов, — рассказывает Оля, ученица 9 класса.

 —  Иногда так хочется сказать, ты молодец, а он плохой. Но мы не должны этого делать, потому что это не поможет разрешить конфликт. Люди вообще очень часто ссорятся. Я не знаю, что с этим делать. Но если мы будем помогать тем, кто сам этого хочет, может быть, другие тоже захотят разрешать конфликты мирным путем, — объясняет Даниил, ученик 7 класса.

В этот день в Клубе юных медиаторов было проведено супервизорское занятие. Ребята предложили для анализа реальную конфликтную ситуацию и разыграли ее по ролям. В центре внимания оказалась история подростков Лены и Саши, учеников старших классов. Мальчик давно ведет себя очень агрессивно по отношению к девочке. Толкает, обзывает, придирается к ее почерку, постоянно провоцирует на ссору. Но девочка считает, что ответные меры только усугубят ситуацию. Поэтому просто не обращает внимания на своего гиперактивного недоброжелателя. Однако парень не успокаивается. Ситуацию усугубляет тот факт, что он оскорбляет и маму своей одноклассницы. Этот дисбаланс в отношениях, не имеющий развязки, длится уже четвертый год. Не помогают даже встречи с родителями. Что же делать?

Роли распределили быстро. Даниилу, единственному мужчине в преимущественно женском коллективе, конечно же, досталась роль провокатора Леши. А девочке по имени Оля нужно было сыграть Лену. «Разрулить» ситуацию взялись медиаторы Оля и Даша.

Сначала они побеседовали с Лешей.

Медиаторы: Здравствуй. Мы пришли по поводу ситуации, о которой нам рассказали. Мы медиаторы. Наш разговор будет строго конфиденциальным, никто о нем не узнает. Мы будем занимать нейтральную позицию. Давай, начнем. Расскажи, пожалуйста, как произошел ваш конфликт с Леной.

Леша: Никак, просто я кинул в нее пенал и все.

Медиаторы: Почему у тебя такое негативное отношение ней?

Леша: Просто так. Она меня достала уже, бесит.

Медиаторы: Что именно в ней бесит?

Леша: Все. Ее присутствие. Поэтому я кидаюсь, толкаюсь. Я буду делать так до конца учебы.

Медиаторы: Мы как медиаторы должны помочь вам найти общий язык. Что бы ты сказал ей при встрече?

Леша: Я бы ничего ей не сказал. Вообще не хочу ее видеть.

Медиаторы: Но все-таки уточни, пожалуйста, что именно тебе не нравится в ней?

Леша: Просто мне не нравится, что она ходит в эту школу. Поэтому я так себя веду.

Медиаторы: Почему у тебя возникла такая неприязнь?

Леша: Сначала мне не понравился пенал. Я кинул в нее. Она не ответила мне. Значит ей это нравится. Поэтому я так и делаю.

Конечно, во время занятия, оказавшись лицом к лицу с тяжело разрешимой ситуацией, юные медиаторы еще поглядывают на своих педагогов в надежде на подсказку. Но в целом справляются со своей ролью вполне успешно.

Медиаторы: Тебе не понравилось, что она на тебя не реагирует?

Леша: Да, мне это не нравится.

Педагог спрашивает: Что ему не хватает? Внимания с ее стороны, да! Когда она не проявила к нему внимания, у него появилось негативное отношение к ней.

Медиаторы продолжают: Если бы она начала реагировать на твои придирки к ней, ты бы лучше стал к ней относиться?

Леша: Не знаю.

Медиаторы: Какую реакцию ты бы хотел видеть с ее стороны?

Леша: Пусть отреагирует как-нибудь. Она же ничего не делает. Кину пенал, она положит его на место и сидит. Значит, ей нравится. 

Медиаторы: А если попросить ее отреагировать как-нибудь? Ты бы мог это сделать.

Леша: Не знаю, наверное, мог бы.

Медиаторы: А ты бы хотел спросить, почему она не обращает внимания на твои действия?

Леша: Да.

Педагог: Здесь уже можно говорить о встрече.

Леша соглашается увидеться с объектом своего раздражения и поговорить вместе с медиаторами. Но до этого юные миротворцы проводят беседу еще и с Леной.

После того, как медиаторы представляются Лене и объясняют, зачем они пришли, девочка начинает рассказывать: Я учусь с ним уже четвертый год. И он меня бесит. Я только зайду в кабинет, мои вещи уже летают. Толкает. Он не думает, что я девочка, а он мальчик. Он сильнее.

Медиаторы: Как ты обычно реагируешь на это?

Лена: Никак. 

Медиаторы: Как ты думаешь, почему у него такое отношение к тебе? 

Лена: Нравлюсь, наверное. Не знаю.

Медиаторы: Как ты к нему относишься?

Девочка рассказала, что раньше она относилась к нему неплохо. Но, когда он начал обзывать ее маму, то это ее обидело. Однако Лена не возражала против встречи с Лешей, поскольку им вместе учиться еще три года: «Я хочу, знать, почему он так делает? Хочу, чтобы он понял, что я такой же человек, как и он». 
Медиаторы назначают встречу на следующий день. Наступает воображаемое завтра. Начинается беседа двух конфликтующих сторон и медиаторов. Миротворцы предупреждают, что участникам встречи нельзя перебивать друг друга, оскорблять, рассказывать окружающим, что происходило на встрече.

Лена: Я бы хотела у тебя спросить, зачем ты так делаешь?

Леша: Потому что ты никак не реагируешь.

Лена: А как я должна была реагировать?

Леша: Не знаю. Как другие девочки делают?

Лена: А если я не такая. Если я буду реагировать, ты дальше продолжишь. Лучше я буду молчать, может быть, тебе надоест.

Леша: Не думаю. Мне кажется, тебе нравится, что я так делаю.

Педагог: Пусть он услышит, что она на самом деле чувствует, когда он толкается и кидается.

Медиаторы: Лена, расскажи, пожалуйста, что именно ты чувствуешь, когда такое происходит?

Лена: Он меня довел до такой степени, что я его уже боюсь. Мне неприятно. Он не понимает, что я такой же человек, как и он.

Леша: Я понимаю.

Медиаторы: Лена, он говорит, что понимает, что ты такой же человек, как и он.

Лена: Я ему не верю.

Диалог продолжается. Лена объясняет, что не может доверять однокласснику. Тем более, что он сделал ей больно, оскорбив ее маму. На что Леша говорит, что это произошло случайно, потому что его разозлила сама Лена. 

И тут провокатор произносит ключевые слова: Я, конечно, очень сожалею, что обозвал твою маму. Я бы тоже сильно расстроился. Если бы кто-то сказал плохо про мою маму. 

Медиаторы: Ты можешь сказать это Лене еще раз?

Леша: Я сожалею, что оскорблял твою маму.

Первый и главный шаг сделан. Конечно, путь к примирению пройден еще не до конца. Но уже ясно, что ребята движутся в правильном направлении. 

Как рассказывает Татьяна Удина, директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество», медиация дает реальные результаты. Вот, например, случай, произошедший в одной из школ Чебоксар.

 —  У ученика младших классов не складывались отношения со сверстниками. Причины были в особенностях его развития. Он очень быстро вспыхивал, любой вопрос начинал решать кулаками. Остальные ученики перестали с ним общаться, что еще больше подталкивало мальчика на провокацию.

При помощи психолога нашего центра и детей, которые предварительно обучились правильному ведению разговора, была проведена встреча между учениками класса. Примирительные сессии проходили под наблюдением взрослых. Отдельно беседа проводилась и между родителями. Она помогла сгладить все острые углы. Папы и мамы других детей поняли, почему мальчик вел себя именно так. Пока ребенок выведен на домашнее обучение. В следующем полугодии он вновь присоединится к классу. 

В Клубе юных медиаторов подчеркивают, что они не ставят перед собой цель, сразу же всех помирить. У них другая задача: учиться, пробовать, совершенствоваться.

P.S. В МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары всегда рад принять всех желающих в состав Клуба юных медиаторов. Обратиться к талантливым миротворцам можно и с целью разрешить возникший конфликт.  Центр «Содружество»  находится по адресу г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 25

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...