Сегодня: пятница, 24 ноября 2017 года
Курс валют: USD -0,04 93,23 EUR -0,47 58,53
Пробки: 4
Погода: -3 °C Облачно Ветер: 4 м/с Влажность: 93%
Алатырь – город, куда хочется вернуться снова

Мы побывали в старинном городе, который находится вдали от главных дорог, и делимся своими впечатлениями от его посещения

04 июля 2017, 11:54 | Мой город Чебоксары
Фото: архив moygorod-online.ru

Алатырь совсем не похож на все остальные города Чувашии. И дело здесь даже не в том, что в состав республики он вошел только в 1925 году. На фоне прочих этот город кажется глубже, мудрее и добрее. Про такие места обычно говорят, что хочется вернуться сюда еще раз, чтобы не спеша походить по улицам, внимательнее присмотреться к деталям и поближе узнать его жителей.

В Алатырь мы приехали в рамках пресс-тура, организованного региональным Министерством культуры. Здесь нас встречали музейные работники, экскурсоводы и представители администрации. Они показывали местные достопримечательности, а взмен рассчитывали услышать мнение, как сделать город привлекательным для туристов.


До революции это был крупный купеческий город, духовный, культурный, а затем и промышленный центр уезда. Население Алатыря в то время в пять раз превышало численность тех же Чебоксар.


Сегодня у него те же проблемы, что и у десятка городов средней полосы России: плохие дороги, закрытие крупных промышленных предприятий и отток населения в столичные регионы.

От столицы Чувашии до Алатыря 200 километров, от Ульяновска – 170, от Саранска – 140. Местные говорят, что приезжих в городе бывает много, особенно в летнее время. Но организованных групп здесь практически не видно. В основном это паломники, которые живут на территории Свято-Троицкого мужского монастыря.


По словам экскурсовода из Чебоксар Татьяны Дмитриевой, за все время работы у нее ни разу не заказывали туристическую поездку в Алатырь. Во-первых, далеко, во-вторых, в городе не созданы необходимые условия для приема туристов.


А вот посмотреть здесь действительно есть на что.

Первым пунктом нашего посещения стал местный краеведческий музей. Чуть раньше чебоксарские экскурсоводы довольно скептически отзывались о подобных местах, утверждая, что все музеи похожи друг на друга, и туристам уже неинтересно смотреть одни и те же сарафаны и чучела зверей. Но алатырский краеведческий похоже сумел впечатлить даже искушенных профессионалов. Здесь была выставлена экспозиция из 59 самоваров: от самого большого, трактирного, на два ведра воды, до самого маленького, «эгоиста» вместимостью в поллитра. А всего в музейной коллекции находится178 самоваров.

Видавшие виды специалисты заявили, что ничего подобного раньше не встречали, и тут же предложили организовать в городе музей самоваров с обязательной деустацией чаев из местных трав.

Здесь же мы услышали историю возникновения города. Начинался он с крепости на высоком берегу Суры, которую заложили по приказу Ивана Грозного, когда он шел походом на Казань. Сотрудница краеведческого музея и, пожалуй, единственный городской экскурсовод Лидия Мохова рассказала, что насчитала 124 легенды, говорящих откуда пошло название города Алатырь.


Лидия Мохова
Завотделом по культурно-просветительской работе Алатырского краеведческого музея

 – Общепринятое – по словарю Даля. Алатырь – бел-горюч камень... на море Окияне, на острове Буяне... выплывает, голубым светом светится. По другим версиям, название имеет мордовские корни. Раньше здесь жила мордва, а само поселение возникло гораздо раньше Ивана Грозного, еще в 1227 году. Еще по одной версии название пошло от финно-угорских племен, приносящих жертвы на алтарях, которыми служили камни упавшие с неба, то есть метеориты.  


Как бы то ни было, историей в Алатыре дышит практически все. В каком еще городе найдешь целую улицу с сохранившимися купеческими домами в стиле классицизма, модерна и эклектики дореволюционной постройки. Причем во многих из них и сейчас продолжает жить предпринимательский дух алатырцев. В бывших лавках и аптеках теперь размещаются магазины, в которых также как и 100 лет назад продаются продукты, мебель и стройматериалы. Правда состояние многих из зданий оставляет желать лучшего.

Если памятники истории и культуры, которых к слову в Алатыре насчитывается около 90 штук, усилиями властей и горожан реставрируются и поддерживаются в хорошем состоянии, то судьба бывших купеческих особняков целиком лежит на совести нынешних арендаторов.


Вероника Исаева
Начальник отдела культуры администрации Алатыря

– Раньше у нас действовала федеральная программа «Памятник за рубль», по которой частным инвесторам объекты культурного наследия могли передаваться в аренду практически безвозмездно. При этом одним из условий аренды было восстановление здания и дальнейшее его содержание за счет собственных средств. Но, к сожалению, желающих не нашлось.

  


Поэтому территория вокруг старых зданий зарастает травой, фасады стоят облупившимися или того хуже, уродуются современными пластиковыми окнами и сайдингом. По словам Исаевой, следить за состоянием исторических зданий – это прерогатива республиканского Министерства культуры. У муниципалитета же денег на это просто нет, а на арендаторов повлиять они не могут.

Например, есть в Алатыре признанное историческим здание дома купцов Поповых – фамилии для города легендарной и знаковой. За последние 20 лет в нем сменилось четыре хозяина. Сейчас его занимает московская фирма, занимающаяся пошивом обуви. И похоже заезжих предпринимателей мало заботит судьба некогда большого и роскошного купеческого особняка.


Главная особенность Алатыря – это большое количество храмом и монастырей, сосредоточенных на небольшой площади, которую называют венцом города. Два из них имеют федеральное значение – это собор Иоанна Предтечи и Николо-Знаменская церковь.


Кажется, что маковки церквей выгладывают отовсюду, где бы вы не находились. Кстати, в Алатыре находится одна из самых высоких колоколен в России – 85 метров. Изначально, в городе было18 храмов вместе с престолами. Сейчас осталось 10 действующих, один недавно построили, другой строится. Еще четыре храма были разрушены, три из них восстанавливаются.

Главным местом притяжения для многочисленных паломников из других регионов является Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1584 году. По рассказу игумена монастыря отца Пахомия, когда в 1748 году здесь начали возводить первый каменный храм, обнаружилось захоронение схимонаха Вассиана, почившего за 50 лет до этого.


Отец Пахомий
Игумен Свято-Троицкого мужского монастыря

– Когда подняли гроб, тело оказалось хорошо сохранившимся. Было решено его не хоронить, а соорудить раку и поместить тело туда. И от схимонаха Вассиана стали происходить исцеления от самых разных болезней. В монастырь начали стекаться паломники, так здесь стала складываться культурная и духовная атмосфера.


В течение нескольких столетий в Алатыре росла торговля и развивался купеческий уклад жизни. А вместе с ними строились православные монастыри и храмы. В городе было открыто духовное училище, в котором готовили будущих дьяконов, священников, псаломщиков и чтецов. Алатырь стал настоящим духовным центром Поволжья. А затем случился 17-й год. В 1929 году монастырь закрыли, а монахов расстреляли. На территории монастыря до самой войны была «зона» НКВД. Впоследствии здесь было найдено около 300 человеческих останков. Можно сказать, что восстановленный в этом месте в конце 90-х годов Собор Троицы Живоначальной стоит буквально на костях.


По словам отца Пахомия, ежегодно монастырь посещает 10-15 тысяч паломников. Бывает, что за столы в монастыре садятся ужинать по 300-400 человек. Кормят такое количество людей монахи Рождественского скита, в шутку называющие его «православным колхозом».


Это огромное хозяйство – 540 гектаров земли со своей сельхозтехникой, фермами и хранилищами. Здесь выращивают домашний скот и птицу. В теплицах – цветы и овощи. В трех прудах разводят рыбу. Есть даже страусы и павлины.

На территории монастыря находятся 7 храмов, в которых можно найти такие православные святыни как мощи Марии Магдалины, Серафима Саровского, Семена Верхотурского и Николая Чудотворца. Есть икона, которую привез сам Иван Грозный.


Отец Пахомий

– К нам приезжают исцелиться и пожилые люди, и больные, и беременные, и с маленькими детьми. Много детей, в том числе трудных подростков живут на скиту. Пасут коров, работают в огороде, сочетают приятное с полезным.


Между тем, по словам Вероники Исаевой, многочисленных паломников трудно назвать туристами. Живут они в монастырской гостинице и парктически не пользуются городской инфраструктурой. Соответственно нет и частных инициатив, которые оринтировались бы на эту категорию приезжих. При этом монастырь абсолютно открыт для посещения людьми со стороны, и, по утверждению монахов, они совсем не боятся больших потоков туристов.


Татьяна Дмитриева
Методист информационного туристского и культурного центра Чувашии, экскурсовод-групповод

– Туристы, которые едут издалека, заинтересованы в том, чтобы увидеть сразу несколько городов. Поэтому Алатырь должен быть связан еще с каким-нибудь пунктом для посещения. В конкретном случае это может быть Шумерля. С учетом дороги нужно, чтобы в городе турист мог задержаться на три часа на осмотр достопримечательностей. В Алатыре местом для притяжения туристов может стать Свято-Троицкий мужской монастырь, который имеет все шансы составить конкуренцию таким «раскрученным» местам как Свияжск или Дивеево.

Перейти в раздел

ФОТОРЕПОРТАЖ
Письмо в редакцию
comments powered by HyperComments
Транспорт
Троллейбусы остаются: ЧЭСК не будет банкротить «Чебоксарское троллейбусное управление»

По состоянию на 20 ноября троллейбусники погасили долг в 47 млн рублей

ТЕМА ДНЯ

Республика не попала в рейтинг регионов, в которых органы власти работают наиболее эффективно

Профильные ведомства проигнорировали Минприроды России и не предоставили им все сведения об экологической обстановке в регионе

В нынешней акции приняли участие известные ведущие и спортсмены нашего города

В Чебоксарах продолжает работу «Всероссийская ярмарка»