В МВД Чувашии рассказали о новых видах телефонного мошенничества
«Попался, голубчик?» К сожалению, такая фраза чаще возникает в головах не сотрудников правоохранительных органов, а мошенников. «Эти люди, - как отмечают сами охранники правопорядка, - умны и изобретательны. Поймать их очень сложно...»
21 ноября 2012, 15:20 |

О видах мошенничества и способах борьбы с ними правоохранители рассказали на брифинге под названием «Не дай себя обмануть», который состоялся 20 ноября в Министерстве внутренних дел Чувашии.

Организаторы мероприятия, сотрудники МВД Чувашии, насчитали около 20 основных видов мошенничества. Один из самых распространённых — это «телефонные» мошенничества. Он делится на несколько подвидов: а) «Ваш сын попал в беду» (за последние два месяца зарегистрированы 153 преступления). Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и для «решения проблемы» требуют перечислить определенную сумму денег на абонентские номера сотовых телефонов. 

Оперативникам МВД Чувашии удалось установить одну из преступных групп, которая занималась «телефонными» мошенничествами. Трое мужчин 30—36 лет отбывали наказание в одной из исправительных колоний на территории Самарской области. Они причастны к совершению около 60 преступлений. 

К «телефонным» также относятся: б) мошенничества с использованием банковских карт. В этом случае преступник представляется сотрудником банка и сообщает, что карта заблокирована. Говорит, что нужно совершить ряд действий, чтобы никто не смог воспользоваться картой. В результате чего часто жертва перечисляет все средства на незнакомый номер сотового телефона, как правило, зарегистрированного за пределами Чувашии.

«В последнее время участились также случаи, когда по телефону сообщается, что: в) «вы выиграли автомобиль», или другой ценный приз. И чтобы его получить, нужно перечислить, например, 1% от его стоимости. «Удивительно, но жажада «халявы» у нас так сильна, что люди верят мошенникам и попадаются в их ловушки»,—рассказывает Олег Ашнин, инспектор по особым поручениям отделения информации и общественных связей МВД по Чувашии.

На брифинге показали видео, в котором пострадавший-грузоперевозчик рассказывает, как его обманули: «Преступник, позвонив мне, представился предпринимателем. Предложил дешёвую солярку со своей, якобы, АЗС. Со словами: «Ты заплати, а то у нас термиал деньги жуёт... Ну, я хотел сэкономить и отдал 4000 рублей. Приехал на заправку, а там никого нет...»
«Это не единственный случай с грузоперевозчиками, — делится начальник межрайонного отделения управления уголовного розыска МВД по ЧР Евгений Андреев, — дальнобойщики не хотят простаивать, когда работы нет, хватаются за любой вариант...»

Как оказалось, телефонные мошенничества чаще всего совершаются из мест лишения свободы. Хотя телефоны там запрещены. Заключенные находят способы пронести аппараты на территорию, а уж о СИМ-картах и говорить нечего. Работники тюрем, конечно, с этим пытаются бороться, но не всегда успешно... Таким способом жертва, как правило, выбирается спонтанно, методом «тыка». Самый эффективный способ не попасться — это после сомнительного звонка просто на какое-то время выключить телефон. Как правило, преступники не перезванивают.

Преступники — хорошие психологи, они понимают, что нужно постараться создать для жертвы стрессовую ситуацию, когда он перестанет думать и начнёт делать то, что от него хотят. Известен курьёзный случай, когда житель Алатыря, поверив, что его сын в опасности, перечислил крупную сумму денег, только потом вспомнил, что сына-то у него нет...

Самыми уязвимыми же по статистике называют пожилых людей, особенно одиноких. Именно они чаще попадаются «на удочку» мошенников, так как их обмануть легче всего.

Вот тут-то фантазия преступников практически не знает границ: это вам и хищения под видом продажи мёда. Например, девушка пришла к пожилой женщине домой, предложила купить мёд. Увидев сбережения пенсионерки, попросила одолжить 20 000 рублей, якобы на свадьбу. Мошенница пообещала все вернуть уже в ближайший понедельник. Но... Подобные случаи происходят также и под видом ремонта квартир, выплаты компенсаций, денежной реформы, передачи продуктов питания от якобы друзей родственников, страхования, падений в обморок и т.д.

Таким образом у пенсионеров похищают крупные суммы денег. В недавнее время зарегистрированы случаи, когда старики лишались 20 000, 40 000, 80 000 и даже нескольких сотен тысяч рублей. Так, 14 ноября в Новочебоксарске произошёл неприятный случай: двое на автомобиле остановили 78-летнего мужчину и попросили помочь. Представились они предпринимателями из другого региона. У них «застрял» товар на таможне, нужно перевести деньги. Пожилой мужчина согласился помочь за вознаграждение. И таким образом распрощался с суммой в 340 000 рублей. 

Брифинг прошёл плодотворно, представители правоохранительных органов вместе с журналистами, стали предлагать способы борьбы с мошенничеством.

Олег Ашнин советует установить систему видеонаблюдения во дворах и повесить баннер, который будет сообщать о том, что территория находится под наблюдением. Уверяет, что преступников это может отпугнуть. Видеокамеры советуют установить и предпринимателям, владельцам торговых предприятий, салонов красоты и так далее. 

Пожилым людям надо объяснять, как вести себя в той, или иной ситуации. Если у них есть родственники, то это должно быть на их ответственности. А вообще, хорошо бы начать раздавать пенсионерам памятки, в которых было бы написано, как не стать жертвой мошенников. 

Была также идея создать на сайте МВД или Общественного совета при нем баннер, куда выкладывались бы все варианты мошенничеств, с указанием телефонных номеров, откуда совершались звонки преступниками.

Кроме того, сотрудники МВД настоятельно рекомендуют обращаться в полицию, если вас пытались обмануть или вы стали свидетелями мошенничества.

Теперь позвонить в полицию можно с любого мобильного телефона: «020», звонок бесплатный. Также можно набрать телефон доверия: 24-16-55, входящий в систему «горячей линии МВД России», весь разговор записывается, каждое сообщение рассматривается, утверждают правоохранители. Позвонить можно также в Общественный совет при МВД Чувашии: 24-14-15.
«Вас не имеют право отфутболивать, — уверяет Евгений Андреев, — заявление обязательно должны принять и заняться этим делом, ставя вас в известность о том, как оно продвигается.

Причём, за работой участковых пунктов ведется контроль. Представители Общественного совета ездят по пунктам и проверяют, не оставили ли без внимания то или иное заявление, вплоть до того, что «звонят кому-нибудь из подавших заявление и спрашивают, был ли ответ. Если нет, то бумага ложится на стол министра и начинаются очень серьёзные разбирательства», — уверяет один из представителей Общественного совета МВД Дмитрий Прокошенков. Он же предложил и нам всем еще один из эффективных способов борьбы с мошенниками, и преступностью вообще — не оставаться равнодушными. Помогать друг другу, интересоваться, подсказывать и так далее.

«Будьте бдительны и неравнодушны! Тогда преступники всё меньше будут ликовать: «Попался, голубчик!» 

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость