Сегодня: четверг, 25 апреля 2024 года
Пробки: 4
Погода: °C Ветер: м/с Влажность: %
Дебош в небе: что ждет российских авиахулиганов
Участившиеся случаи хулиганства в самолетах российских авиакомпаний вызывают все большую озабоченность у перевозчиков. Найти управу на авиадебоширов в рамках действующего законодательства не представляется возможным, и ответственность за подобные правонарушения необходимо существенно ужесточить, уверены в отрасли
16 июня 2016, 15:15 | Мой город Чебоксары

По статистике, только за последнее десятилетие одним лишь «Аэрофлотом» были зарегистрированы свыше 3000 нарушителей порядка на борту авиалайнеров, пишет «МК». Многие из дебоширов угрожали и нападали не только на других пассажиров, но и на членов экипажа. В результате самолетам приходилось уходить на вынужденную посадку, прерывая запланированный рейс. А это – и миллионные убытки авиакомпаниям, и лишняя нервотрепка пассажирам.

Авиационные эксперты уверены, что причиной роста популярности правонарушений в воздухе является беспрецедентно мягкое российское законодательство. Авиадебоширство трактуется им как мелкое хулиганство, подлежащее исключительно административной ответственности – небольшому штрафу или чисто символическому аресту. Это составляет разительный контраст с международной практикой, отмечают специалисты.

«На рейсах зарубежных перевозчиков тоже дебоширят, но реже, потому что наказание там гораздо строже. Американское законодательство, например, весьма сурово: штраф от $10 тыс. налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тыс. Согласитесь, после таких санкций человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить», – напоминает гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. (http://izvestia.ru/news/574289)

Такие серьезные правонарушения, как вмешательство в работу экипажа, во многих странах караются или очень крупными штрафами, или даже тюремными сроками. Например, нападение на бортпроводника или пилота в США может стать причиной 20-летнего тюремного заключения. В Европе сроки поменьше – 10 лет во Франции, 4 года в Голландии, 3 года в Италии – но также вполне реальны.

Многие зарубежные авиакомпании заносят фигурантов воздушных инцидентов в особые черные списки, и впоследствии отказываются продавать билеты таким буйным пассажирам. В частности, в случае агрессивного поведения на рейсах British Airways пассажир пожизненно получает статус «no fly» – лицо, не подлежащее перевозке.

К сожалению, в России серьезных мер воздействия на подобную публику не предусмотрено. Кодекс об административных правонарушениях за «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна» обещает штраф до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток. Никаких «черных списков» в России также официально не ведется, а если авиакомпания по собственному почину и начнет фиксировать личности нарушителей порядка, то законного права отказать им в дальнейшем в перелете у перевозчика все равно не будет.

Тот же «Аэрофлот» уже давно руководствуется собственной «Политикой авиакомпании по противодействию правонарушениям на борту воздушного судна», но заметного результата она на общем фоне не дает – слишком уж незначительны штрафные санкции, действующие на территории Российской Федерации. Даже деструктивное поведение хулигана, мешающее пилотировать самолет, пока воспринимается нашим законом как мелкая шалость.

Для того, чтобы обезопасить пассажиров и экипажи российских лайнеров, необходимо привести законодательство страны в соответствие с нормами международного права, наказывая авиадебоширов соразмерно степени опасности их деяний. Согласно предложениям «Аэрофлота», членов экипажа и сотрудников авиабезопасности, например, необходимо приравнять к лицам, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Тогда наказывать применение насилия в их отношении можно будет по всей строгости Уголовного кодекса.

Кроме того, пора в разы увеличить штрафы за нарушение порядка во время авиарейсов. Если хулиган будет платить за свое преступление не 500 - 5000 рублей, как сейчас, а 150 или даже 500 тысяч рублей, это станет серьезным сдерживающим фактором, уверены аналитики. А тех, кто готов расстаться с такими суммами за возможность покуражиться на высоте в несколько километров, члены экипажа должны иметь право зафиксировать с помощью специальных ремней или даже наручников.

Кстати, в большинстве зарубежных авиакомпаний подобные приспособления входят в стандартное оснащение лайнера. Ведь на время утихомирить разбушевавшегося хулигана таким образом намного безопаснее, чем подвергать риску здоровье и жизнь находящихся в самолете людей. Официальный учет нарушителей правил поведения с помощью так называемых «черных списков» и наделение авиакомпаний правом отказать в перевозке злостным дебоширам, наносящих материальный ущерб на борту воздушного судна, физически нападающих на членов экипажа и провоцирующих незапланированную посадку, также сможет существенно улучшить ситуацию с безопасностью на борту воздушных судов.

Но сделать все это без законодательной поддержки невозможно. Несколько уже внесенных в Госдуму законопроектов по повышению мер авиационной безопасности годами пылятся в комитетах и комиссиях. В результате «Аэрофлот», на равных выступающий с ведущими западными перевозчиками в области комфорта и безопасности полетов, все еще сильно ограничен в своих возможностях по противодействию дебоширам. А это, в свою очередь, бьет и по компании, и по интересам самих россиян, все активнее пользующихся воздушным транспортом.

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость
Город
Чьи имена носят улицы Чебоксар? 15 названий, о которых вы знаете и не знаете
ТЕМА ДНЯ
До сегодняшнего дня республика оставалась единственным регионом в ПФО, где еще действовал масочный режим

Афиша кино для детей и взрослых чебоксарских кинотеатров: Киногалактика, Синема 5, Три пингвина, Волжский, Сеспель

Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, а саму вышивку национальным достоянием. Рассказываем, почему на самом деле это так и есть