Сегодня: пятница, 9 декабря 2016 г., 03:08
 
Реклама







загрузка...

«Замораживание» тарифов ЖКХ ухудшит ситуацию в коммунальной отрасли

В начале года Владимир Путин подписал законопроект, согласно которому тарифы на ЖКХ не будут расти минимум до 2016 года. Коммунальщики Чувашии считают, что замораживание тарифов может вскоре негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг населению

Чебоксарцы, как и жители других городов страны, платят за два вида услуг — коммунальные и жилищные. Первая группа — это горячая и холодная вода, канализация, отопление и электроэнергия. Вторая — содержание и ремонт дома. На первую группу приходится примерно 70 процентов платежей, на вторую, соответственно, 30.

Размер платы за коммунальные услуги зависит от тарифов, утвержденных правительством для организаций — поставщиков ресурсов. В сознании большинства населения крепко засела мысль, что ежегодное повышение тарифов — это российская беда, вызванная неуемными аппетитами потавщиков тепла и света. На этом фоне разговоры о трудностях ресурсоснабжающих организаций можно считать антинародными. Однако необдуманное сдерживание тарифов является  проблемой не только  для тех, кто поставляет ресурсы, но и для тех, кто их потребляет. 

Сегодня любая организация, отвечающая за энергоснабжение, формируя тариф, экономически обосновывает все свои расходы. Прежде всего здесь учитывается принцип балансирования экономических интересов поставщиков и потребителей. Благодаря чему составляется перечень расходов, в которые включаются действительно необходимые затраты для производства и реализации продукции. В основном акцент делается на фактических затратах предыдущих лет, вводе новых мощностей и объектов, полезном отпуске, ремонте, фонде оплаты труда по штатному расписанию и отраслевому тарифному соглашению, а также на расходах в соответствии с заключенными договорами и фактическими затратами.

Последние три года поставщиков не слышат, и на часть позиций просто закрывают глаза, а по некоторым статьям просто снижают нормы чуть ли ни на 10 процентов. В итоге, потребители читают в средствах массовой информации, что наконец-то правительство начало их защищать и контролировать энергоснабжающие компании. Так ли это не самом деле, и почему сложилась подобная ситуация? 

Утверждать, что за два-три года уровень аварийности теплового и электрического хозяйства не вырос, сегодня не сможет даже самый отъявленный оптимист. Причина в износе оборудования, на ремонт которого нужны немалые деньги. Что касается ремонтов, то здесь вообще складывается опасная ситуация. Действительно, износ электросетевого, теплосетевого и теплосилового оборудования требует все больше и больше вложений на его поддержку: это котельные, тепловые трассы, тепловые пункты, насосы, трансформаторы, кабели.  Тариф всегда учитывал проиндексированные расходы компаний на ремонт, но не брал во внимание нормативы расходов на ремонты. В 2010 году их вообще снизили на 10 процентов. И после этого ошибка переходила из года в год.  

Если систему теплоснабжения города сравнить с автомобилем, то можно увидеть такую картину: на содержание пятилетней машины, к примеру, семья выделяет пять тысяч рублей, а на 10-летнюю – не десять и даже не шесть, а всего четыре тысячи рублей. Этим же принципом, видимо, власти руководствовались и при формировании тарифа, но, к сожалению, пересесть на другой «автомобиль» горожанам не удастся — тепловое хозяйство Чебоксар и Новочебоксарска у нас одно. 

В результате получается замкнутый круг. Ухудшение состояния оборудования и теплотрасс приводит к авариям. А тут еще оказывается, что их устранять не только нечем, но и некому, ведь тариф минимизирует любое увеличение фонда оплаты труда. И здесь не помогут и подрядные организации, так как стоимость их работ выстраивается на основе специальных методик. Как правило, она отличается от предыдущего года в сторону повышения. А увеличение аварийных ситуаций способствует увеличению потерь энергии в сетях при транспортировке, в том числе сверхнормативных, что в свою очередь негативно влияет на качество, безопасность и бесперебойность энергоснабжения населения и других потребителей. Кстати, здесь вполне в пору говорить об «усталости металла»  — выражении для широкой общественности впервые прозвучавшем от экспертов по делу аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Но для российских энергетиков это словосочетание давно стало некой «черной меткой», способной нанести огромный урон инфраструктуре государства. 

«Что, машина не заводится? Поехали, потом заведешь!» — подобно этому анекдоту многие требуют от ЖКХ развития, но даже не обращают внимания на то, что отрасль, «ремонтируя двигатель», иной раз просто не может «завестись». Специалисты уверены, что если не решить эти проблемы как можно быстрее, то прихода частного капитала в малых городах в отрасль ЖКХ просто не дождаться. Качество жизни горожан напрямую зависит от услуг, предоставляемых коммунальщиками. Без отопления, горячей и холодной воды, электрической энергии вряд ли можно представить себе комфортную жизнь.

Замораживание тарифов на энергетические и коммунальные услуги отбросит отрасль далеко назад. Примеры коммунальных аварий в различных городах России за последнее время доказывают: ситуация гораздо более серьезна, чем предполагалось. Необходим серьезный сдвиг в психологии отношений между потребителями и поставщиками услуг. И новые подходы к тарифной политике – один из способов изменить ситуацию.

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...