Сегодня: суббота, 10 декабря 2016 г., 13:57
 
Реклама







загрузка...

Александр Быченков: «Чувашские магазины должны перенимать опыт крупных ритейлеров»

Фото: qrok.net

На страницах интернет-газеты «Мой город Чебоксары» мы уже публиковали материал, посвященный торговым сетям. Однако эта тема обширная, да и вопросов осталось много. Поэтому решили продолжить общение на тему торговых сетей в Чувашии. В этот раз нашим собеседником стал Александр Быченков, заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. Он рассказал, приносят ли ритейлеры пользу городу и республике, могут ли в действительности местные товароопроизводители извлечь выгоду из сотрудничества с торговыми сетями и объяснил, что делать в условиях увеличения количества гипермаркетов и супермаркетов мелким магазинам.

Появление и увеличение количества торговых сетей — не российская, а мировая тенденция. Все равно, рано или поздно, это должно было случиться, как вступление нашей страны в ВТО. Сегодня в нашем городе присутствуют не только федеральные, но и международные торговые сети, например, «МЕТРО». А это уже совершенно иное качество услуг, качество товаров, организация пространства. 

Ритейлеры, конечно же, есть не только в Чебоксарах, но и во всех других городах страны. Я считаю, что если торговые сети действуют в рамках закона, то они могут приносить немало пользы. У кого они арендуют помещения? У наших предпринимателей. Или берут земли у муниципальных образований.

Почему наши предприниматели не могут построить бизнес такого же уровня — это уже другой вопрос. Здесь стоит учитывать отсутствие хорошей школы менеджмента, обучения персонала, достойного уровня сервиса, интересной рекламы. Хотя я считаю, что так называемые «магазины шаговой доступности» всегда будут. Сетевики, как правило, располагаются ближе к проходным местам: к дорогам, остановкам, перекресткам. В этом плане они не могут конкурировать с магазинчиками, которые размещаются рядом с жилыми домами, куда можно сбегать в тапочках и купить все необходимое для сегодняшнего дня. К тому же, не во всех сетях низкие цены.

  • Тем не менее, если у человека будет выбор: сетевой магазин или ларек, где продается колбаса и молоко, он выберет первое. Не является ли это угрозой монополии со стороны федеральных сетей? 

Конечно, требования потребителей растут. Приобретая товар, человек уже не желает стоять у прилавка, а хочет пройти к товару, подержать его в руках, ознакомиться с составом, оценить упаковку. Именно поэтому все больше магазинов переходят на формат самообслуживания. Эта тенденция наблюдается даже в районах. Сейчас в системе потребкооперации, например, более 250 магазинов самообслуживания. И обороты увеличились в разы. 

Но не стоит забывать, что несмотря на одинаковый формат магазинов, у покупателей все же есть большой выбор. Хотят, пойдут в супермаркет, хотят — в гипермаркет. Самих ритейлеров на рынке  большое множество. Это не оставляет шансов монополии. К тому же у нас действует закон: ритейлер не имеет права занимать более 25% рынка. А если брать рынок Чебоксар, они в совокупности занимают всего 30-35% рынка.

Есть и другая причина, по которой федеральные сети не могут разрастись до недопустимых пределов. Все они имеют определенные требования к площадям, на которых собираются расположиться. Допустим, это 150 кв. м. В Чебоксарах не так много помещений, подходящих под эти критерии.

Как мы можем говорить о монополии, когда наряду с федеральными сетями начали развиваться и наши местные? Такие как «Сахарок», «Санар», «Калач». Конечно, они пока только перенимают опыт у крупных ритейлеров.К примеру, в части организации скидок, акций, бонусов. И еще есть, чему учиться. Наши магазины пока не способны соперничать с гипермаркетами, как «Карусель». Зато уже могут составить неплохую конкуренцию «Магнитам».

  • Какой из ритейлеров имеет в нашем городе и в республике в целом наибольшее количество торговых точек?

Как раз «Магнит». У него около 60 точек по всей Чувашии.

  • Мы разобрались, что для потребителя сетевой магазин — это хорошо. Как же быть с местными товаропроизводителями. Им выгодно присутствовать на полках сетевых магазинов? Насколько мне известно, магазин может организовать скидки для покупателей самостоятельно. При этом даже не спросить согласия самих поставщиков.

В акциях подобного рода, несмотря на то, что они могут проходить по инициативе одной стороны, будет обоюдный интерес и для производителя, и для сетевика. Особенно полезны завлекающие цены для продукции, которая лишь недавно появилась на полках магазина. Так товар, на который установлены большие скидки, может быстрее стать узнаваемым и популярным. Соответственно, это скажется и на товарообороте магазина в целом. Однако не стоит забывать: не все то хорошо, что дешево. Если колбаса стоит 100 рублей, нужно понимать, что она не может быть дешевле мяса, килограмм которого дороже 200 рублей.

  • Для того, чтобы присутствовать на полках сетевых магазинов, производителям нужно платить немалые суммы или иными словами покупать «входные билеты». Получается, выставление товара в крупном сетевом магазине может даже стать убыточным мероприятием.

В федеральный законе прописаны требования к торговым сетям. В качестве бонуса они могут брать с производителей не более 10%. При наличии каких-либо дополнительных бонусов предприятие может обратиться в УФАС.

  • Но все-таки с учетом всего вышесказанного, местным производителям стоит присутствовать на полках торговых сетей. Или лучше идти другим путем?

Они однозначно должны быть заинтересованы. Достаточно большой объем товаров проходит реализацию через сети. Наши производители расширяются, объемы продукции наращиваются. Естественно, им выгоднее, продавать свой товар большими партиями, чем работать с маленькими магазинами. Не зря у наших производителей уже начали появляться и свои торговые объекты. Например, у компании «Букет Чувашии» и у компании «Акконд». Таким образом им удобнее распределять партии товара.

В основном, все наши товаропроизводители представлены в крупных сетях. Но, к сожалению, мы не все еще производим. А если и производим, то не в том объеме.

  • То есть нашим производителям еще есть куда двигаться?

Да, это так. Конечно, хлебная и молочная продукция, кондитерские и колбасные изделия достаточно полно представлены в сетевых магазинах. В Чувашии многие любят колбасу «Вурнарского мясокомбината», мясо от «Чувашбройлер», молоко и кефир «Ядринмолоко».

Если на полке в магазине будут лежать товары производителей из других регионов и наших, то жители республики, я уверен, выберут последнее. При этом многие чувашские продукты вполне конкурентоспособны и за пределами республики. Но не все производители это понимают. И боятся заключать соглашение с сетями, боятся не соответствовать их требованиям. Считают, что не выдержат конкуренции или не смогут соблюдать условия, прописанные в договоре.

  • Есть ли финансовая выгода для нашей республики в наличии иногородних сетевых магазинов на ее территории?

Да, это налоговые поступления. Ритейлеры осуществляют предусмотренные федеральным законом налоговые платежи, в том числе и доход на налоги с физлиц. Например, в каждом из крупных сетевиков, таких как «Метро» и «Эссен» работают от 200 до 300 граждан, которые получают неплохую зарплату: от 15 тысяч рублей и выше. Всего в сетях в Чувашии задействовано более 30 тысяч человек. Соответственно,  суммы налогов получаются значимыми.

И заметьте, сетевые магазины решают социальные вопросы. Создают рабочие места для жителей Чебоксар и республики в целом. Облагораживают территорию. Благодаря их появлению, невзрачные места нашего города становятся более привлекательными. Вспомните, например, торговый центр «Мадагаскар». Площадь пустовала, а сейчас сделали магазины. Республика денег не потратила, город тоже. Инвестор вложил почти 800 миллионов рублей, построил объект, обеспечив людей работой. Разве это плохо?

  • Но хорошо ли это, когда город заполняют торговые сети, а производства при этом в Чувашии мало?

Почему же? Торговля не может развиваться без развития промышленности. Только спрос потребителя порождает предложение. А спрос может появиться только тогда, когда люди трудоустроены и получают достойную зарплату, растут его потребности и благосостояние.
И в решении этих вопросов, безусловно, промышленность играет главную роль.

Если говорить о крупных новых промышленных предприятиях, то, безусловно, это — предприятие по изготовлению солнечных батарей — «Хевел». Инвестором в этот проект вложены огромные средства, порядка 20 миллиардов рублей.

Конечно же, не так легко создать масштабное производство. А более мелкие у нас создаются ежегодно. Это швейные цеха, мастерские шиномонтажа, автомастерские. Ежегодно также на базе тех или иных предприятий создаются новые производства. Например, на базе завода «Экра», Вурнарского мясокомбината, компанией «Букет Чувашии» начато строительство логистического центра. В них ведь также создаются новые рабочие места.
Если говорить в цифрах, то по итогам 6 месяцев 2012 года индекс промышленного производства в нашей республике достиг 115,6%. Это один из лучших показателей в Приволжском федеральном округе и в России. Поэтому можно сказать, что темпы роста производства в нашей республике хорошие.

  • Ожидается ли приход новых торговых сетей?

В июле текущего года Санкт-Петербургская федеральная сеть «Лента» открыла в республике свой первый гипермаркет. Я думаю, уже многие чебоксарцы успели его посетить и оценить качество оказываемых в нем услуг.

Придут ли в будущем к нам другие сети, зависит от многих факторов, в том числе и от уровня платежеспособности нашего населения. 
Но одно можно точно сказать, увеличение количества сетей приведет к росту конкуренции, что должно повлечь за собой снижение уровня цен на потребительские товары. Таким образом, потребитель от этого должен только выиграть. 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...