Сегодня: воскресенье, 4 декабря 2016 г., 23:19
 
Реклама







загрузка...

Fiat и Mazda в России будут собирать «по старинке»

Минэкономразвития подписало соглашение с Fiat и Mazda о промсборке автомобилей в России. Обе компании приняли решение заключить с российской стороной сделки на «старых условиях» промсборки, так как новые оказались для них слишком рискованными

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила в четверг о подписании соглашений с Fiat и Mazda по промышленной сборке автомобилей в России. Министр подчеркнула, что соглашение с Fiat подписано «на старых условиях».

Директор департамента ОЭЗ Минэкономразвития Дмитрий Левченков в свою очередь уточнил детали договоренности с Mazda. «Мы подписали соглашение 21 июня с компанией Mazda о промсборке в рамках так называемого старого режима, — сказал он. — Производство будет на Дальнем Востоке, в Приморском крае».

Напомним, что так называемая старая промсборка подразумевает беспошлинный ввоз (или по минимальной, 3-процентной ставке) автокомпонентов для выпуска машин в России в объеме не менее 25 тысяч автомобилей в год. Через 4,5 года с момента организации полного цикла производства компания должна локализовать 30% импортных комплектующих.


Такой режим промсборки был введен в 2005 году, однако заявки на подписание инвестиционных соглашений по нему принимались лишь до октября 2007 года: прекращение приема было связано с переговорами по вступлению России в ВТО. Однако спустя год Россия пошла на нарушение предварительных договоренностей в рамках Всемирной торговой организации и вернула прежний торговый режим.

На воду дуют

В начале этого года правительство РФ утвердило изменения в правила промсборки, предложив продлить действие соглашений. Но для этого компании, подписавшие допсоглашения, должны были взять на себя более жесткие обязательства.

Новый режим предполагает увеличение минимального объема производства по полному циклу до 300 тысяч машин в год для нового завода и до 350 тысяч для действующего. При этом на 30% из выпускаемых автомобилей необходимо устанавливать двигатели и коробки передач российского производства. Соглашение на новых условиях заключается с автопроизводителем на восемь лет. За это время предприятие должно довести уровень локализации всех выпускаемых моделей до 60%.

Кстати, режим промсборки автомобилей и по сей день является камнем преткновения на пути вступления России в ВТО. У ЕС есть претензии по объему и периоду льгот, которые предоставляются инвесторам, работающим в режиме промышленной сборки.

По мнению ряда экспертов, условия нового режима промсборки оказались слишком рискованными для Mazda и Fiat. Генеральный директор по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников рассказал BFM.ru, что эти компании, взвесив свои реальные возможности, решили отказаться играть по новым правилам и сумели договориться.

«Объем автомобильного рынка в России составляет примерно 2 млн автомобилей в год. В ближайшее время рост продаж может увеличиться на 10%-15%, но вряд ли больше. Поэтому в сложившихся условиях одному производителю реализовать 300 тысяч машин в год крайне сложно», — рассказал аналитик.

По словам Верникова, чтобы рассчитывать на реализацию большого объема машин в год, автопроизводителю необходимо иметь линейку для производства так называемых «народных автомобилей», например, таких как Volkswagen Polo, за которым выстраиваются огромные очереди. «У Mazda такой широкой линейки нет, к тому же неудача с дизайном новой Mazda 3 вывела эту компанию из списка лидеров по продажам в России. Что касается Fiat, то не исключено, что компания помнит свой вынужденный уход с российского рынка в конце 90-х. Возможно, компания не хочет снова обжечься по-крупному», — считает он.

По словам эксперта, все автопроизводители, которые заключают с российской стороной соглашения по новым условиям промсборки, «несколько лукавят». «На мой взгляд, выйти на уровень реализации 300 тысяч машин в год едва ли сможет хоть один производитель. Мне кажется, что компании заключили сделки с расчетом на то, что в дальнейшем условия договора изменятся в лучшую для них сторону, как это нередко у нас бывает, — сказал Верников.

Аналитик «Инвесткафе» Тимур Вильданов рассказал BFM.ru, что старый режим промсборки был нацелен скорее на локализацию, а не на объемы производства. «Сложно сказать, что новый режим это безусловное благо для автопроизводителей, в первую очередь из-за размера требуемых инвестиций. Согласно данным МЭРТ, в результате подписанных новых соглашений производителями будет инвестировано 5 млрд долларов», — рассказал эксперт.

По словам Вильданова, продажи Mazda в прошлом году в России составили 25 тысяч машин. «Для японского производителя, стратегия которого заключается в концентрации на производстве брендовых моделей, новый режим неинтересен (он потребует массового выпуска бюджетных моделей). Потому Mazda и подписывает соглашение в старом режиме промборки на строительство завода мощностью в 25 тысяч автомобилей», — пояснил он.

А вот отказ Fiat от нового режима промсборки объяснить куда сложнее. «Итальянский концерн — один из немногих производителей, кто без труда потянул бы новые требования (ранее Fiat планировал строить производство куда более масштабное, в сотрудничестве с «Солерс»)», — рассказал Вильданов.

Не исключено, что Fiat не заключил соглашение по новым правилам, так как у его дочерней компании «Савеко» ранее было подписано соглашение по старым условиям промсборки, которое было не реализовано. Но при этом Fiat добровольно взял на себя обязательства о куда большем объеме и уровне локализации производства, чем предусматривал старый режим промсборки.

Аналитик «ТКБ Капитал» Артем Лаврищев, напротив, считает, что в Fiat решили, что компании нецелесообразно выпускать в России 300 тысяч автомобилей ежегодно. «Вместо этого Fiat предпочел воспользоваться соглашением, которое еще в 2007 году подписала с МЭР компания «Савеко». Она учреждена на паритетных началах группой «Самотлор-НН» и аффилированной с итальянским автопроизводителем компанией Iveco», — пояснил BFM.ru эксперт.

От Поволжья до Приморья

По соглашению с Fiat планируемый объем инвестиций должен составить 1,1 млрд долларов. Эти деньги компания направит на создание в России автомобильного завода мощностью до 120 тысяч машин в год и завода по производству двигателей. Последний, предположительно, будет построен в Нижнем Новгороде.

Что касается Mazda, то производственные мощности завода компании составят от 25 тысяч до 50 тысяч автомобилей в год. Предприятие будет выпускать автомобиль Mazda 6 и новую модель Mazda (какую именно не уточняется). Инвестиции в предприятие полного цикла составят 80 млн долларов. Левченков добавил, что сборка двигателей на территории РФ пока не рассматривается, а локализация производства других компонентов, конечно же, будет, как предусмотрено старым режимом промсборки, в объеме 30%.

Между тем, новые правила промсборки тоже оказались востребованы иностранными автопроизводителями. В начале июня Минэкономразвития подписало 4 соглашения с производителями автомобилей в рамках нового режима промсборки на общую сумму ожидаемых инвестиций свыше 5 млрд долларов. Соглашения были заключены с консорциумом Sollers-Ford (заявленный объем инвестиций 1,2 млрд долларов), с Volkswagen AG (объем инвестиций 900 млн долларов), General Motors (1 млрд долларов) и консорциумом ОАО «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan-ИжАвто-КАМАЗ-Mercedes (объем инвестиций — до 2 млрд долларов).

Источник www.bfm.ru
 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...