Магистратура — высшее образование для избранных
Что такое Болонская система образования? И чем отличается магистратура от бакалавриата?
02 апреля 2012, 10:38 | Мария Ястребова

С 1 сентября 2009 года Россия перешла на двухуровневое образование, а после 31 декабря 2010 года степени бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов. Теперь российскому абитуриенту, словно витязю на распутье с картины Васнецова, придется выбирать: либо учиться четыре года и окончить вуз с дипломом бакалавра, а потом пойти работать, либо продолжить учебу в магистратуре. Но, чтобы принять важное решение, необходимо для начала разобраться во всех нюансах. Итак, что такое двухуровневое образование?

Нынешняя реформа образования или так называемый Болонский процесс - это переход от специалитета к новой двухуровневой системе "бакалавриат-магистратура". Студенты западных вузов уже давно учатся по схеме «четыре плюс два» четырехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура. У нас система двухуровневого образования только начинает развиваться. Одна из задач такого преобразования — сделать российские дипломы котируемыми в Европе, чтобы выпускники вузов при желании могли продолжить образование за рубежом.

В Чувашии ЧГУ им. И.Н. Ульянова и Кооперативный институт начали осуществлять подготовку магистров и бакалавров практически по всем специальностям. «Вместо обычной пятилетки студенты теперь будут учиться 4 года по сокращенной программе бакалавриата, эта первая ступень европейского высшего профессионального образования. А потом по желанию могут поступить на магистратуру и там проучиться еще 2 года», — объяснила Валентина Кузнецова, заместитель по воспитательной работе факультета журналистики ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Смысл бакалавриата заключается в том, что данная программа способна дать 90% знаний. За 3 года обучения будущие бакалавры получают универсальные знания по 10-15 смежным профессиям и один год по своей специализации. Магистратура же будет давать более глубокие знания по конкретному выбранному профилю.

Будущий бакалавр выбирает специализацию на 3 курсе, по которому он будет учиться до конца учебы. По окончанию учебы необходимо написать выпускную квалификационную работу. «Если студент, окончив бакалавриат, решит несколько лет поработать, он всегда сможет вернуться в образовательное учреждение и получить степень магистра», — объяснила Валентина Кузнецова.

У Болонской системы образования в России есть своя особенность. Хотя она и называется двухуровневой, но, по сути, является трехуровневой. Закон оставляет вузам право сохранить обучение по программе подготовки специалиста. В некоторых вузах традиционная пятилетка остается, так как существуют специальности, учебная программа которых не может уложиться в 4 года. Среди них медицинские, военные и технические профили. Например, медицинский факультет в ЧГУ им. И.Н. Ульянова готовит только дипломированных специалистов. Исключением решили сделать один профиль — сестринское дело, куда можно поступить и на бакалавриат.

После окончания бакалавриата у студента появляется возможность получить диплом магистра. «Магистратура предусмотрена для тех, кто хочет заняться наукой или стать преподавателем и подразумевает под собой более глубокое изучение специальности», — рассказывает Валентина Кузнецова. Иными словами, это платформа для научно-исследовательской деятельности по определенному направлению и билет в аспирантуру.

Как рассказал ответственный секретарь приемной комиссии Чебоксарского Кооперативного института, Николай Толстов, степень магистра дает также возможность выпускникам подготовить себя к руководящей деятельности в различных сферах. «В отличие от бакалавриата, магистратура готовит уже будущих руководителей и управленцев в различных областях», — рассказал он.

Помимо получения степени магистра, преимуществом второго уровня высшего образования является возможность «перескочить» из одной специальности в другую. Например, бакалавр с дипломом экономиста может продолжить учебу в магистратуре по специальности «юриспруденция».

«Зачисление в магистратуру после бакалавриата идет по конкурсу. Во многих вузах проходят вступительные испытания, в Кооперативном институте — собеседование», — рассказал Николай Толстов. Университеты выделяют бюджетные места, но на всех их не хватает. Бесплатных мест гораздо меньше, чем в бакалавриате, а обучение дороже. Как рассказала Валентина Кузнецова, среди нынешних выпускников ЧГУ им. И.Н. Ульянова процент желающих перейти на вторую ступень высшего образования не такой большой, так как не все готовы платить за учебу.

В связи с тем, что Болонская система только начала развиваться в России, многих интересует вопрос: могут ли перейти на вторую ступень высшего образования нынешние студенты 2-5 курсов? Как рассказал Николай Толстов, после того, как степени бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов, университетам дается два года переходного периода, в течение которого дипломированные специалисты могут поступить в магистратуру.

Итак, с 1 января 2011 года общая продолжительность учебы в университете увеличилось с 5 до 6 лет. Принесет ли это пользу, покажет время. На данный момент, мнения о двухуровневом образовании разделяются. Многие называют бакалавриат «урезанной» версией обучения дипломированного специалиста, а бакалавров — недоучившимися студентами. Поэтому магистратура воспринимается обывателями не как отдельная ступень, а как завершающий этап в получении высшего образования. Однако те, кто собирается поступать в магистратуру, возлагают на эти 2 года обучения большие надежды: они считают, что двухуровневое образование поможет им при получении кандидатской и докторской степеней, а также повысит шансы получить руководящую должность, если выпускник мечтает о стремительной карьере.
 

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость