Юрий Филиппов: «Бизнес-образование подвластно только тем, у кого есть воля и надлежащая мотивация»
Директор Школы Бизнеса «ЧЕ-ЛИНК», тьютор «МИМ ЛИНК» поделился с нами своим мнением о бизнес-образовании в Чувашии и о том, когда и кому оно необходимо в первую очередь
13 августа 2012, 09:46 |
  • Юрий Дмитриевич, школа «ЧЕ-ЛИНК» действует уже 12 лет. Скажите, пожалуйста, как изменился уровень спроса или потребности на получение бизнес-образования в Чувашии за время ее существования?

Если говорить об уровне спроса, то нужно уточнить одну деталь: спрос формируем мы сами-своей деловой репутацией, компетентностью, степенью доверия к нам и отношением к делу. Спрос растет. Бывает так, что люди начинают обучение с двухмесячных курсов или даже семинаров и достигают уровня MBA. Это происходит потому, что человек вовлекается в процесс обучения, начинает распознавать его качество, видит ощутимую пользу, которое оно приносит в практической деятельности.

Однако есть проблемы не со спросом, а с потребностью. Люди не очень мотивированы на получение бизнес-образования, подчеркиваю — не обучения на краткосрочных курсах, а именно образования. Весь этот процесс длится не один год, а чтобы получить диплом МBA необходимо минимум два года. На это время человек сознательно себя ограничивает в отдыхе, общении с друзьями, меньше уделяет внимания семье и так далее. Свободного времени не остается и здесь нужны хорошие волевые качества.


Много ли вы знаете людей, которые испытывали бы потребность в самоограничении? «Нет пользы в завтрашнем счастье, если за него не надо заплатить счастьем сегодняшним» (восточн.)


Кроме этого, многие люди не видят прямой связи между квалификацией, компетентностью, приобретенными за счет бизнес-образования и продвижением по карьерной лестнице, улучшением своего материального положения. Конечно, далеко не каждый руководитель выстраивает эти взаимосвязи на своем предприятии, но если человек знает цену образованным людям, то он, разумеется, подтягивает и свой персонал и развивается сам.

И этому есть хорошие подтверждения. Например, руководители научно-производственного предприятия «Экра» достигли в образовании уровня MBA, они изучают его на английском языке и скоро будут защищать диплом на получение высшей квалификации в менеджменте. И не только они сами обучаются, а стимулируют еще и своих людей. На предприятии создана серьезная прослойка среднего менеджмента, который уже разговаривает на одном языке, пользуется одной терминологией и понимает, как решать те или иные проблемы, которые возникают в процессе работы.

Если говорить об изменении потребности в целом по Чувашии, то следует отметить, что двенадцать лет назад, в основном, у нас обучались люди, занятые в сфере торговли, а сейчас этот вектор сместился в строну производства. Это конкретный показатель того, что наша экономика развивается. Именно в производстве потребность в образовании на сегодняшний день достаточно высока.

  • Как, на ваш взгляд, изменится потребность в получении бизнес-образования, когда Россия станет полноправным членом ВТО?

Ответ очевиден для тех, кто хочет преуспеть в бизнесе. Захотел жить по международным правилам — учись управлять по мировым стандартам. Должна возрасти потребность в бизнес-образовании, но не в доморощенном, а в современном образовании, качество которого подтверждается международной аккредитацией. А такие образовательные программы представлены не более, чем 6-ю бизнес-школами России. В том числе и Международным институтом менеджмента ЛИНК, региональным центром которого в Чувашии является Школа «ЧЕ-ЛИНК», где без отрыва от основной деятельности можно обучиться и получить сертификат или диплом, подтверждающий квалификацию менеджера международного уровня.

Россия 18 лет боролась за право вступления в ВТО, основу которой составляют государства, придающие огромное значение развитию бизнес-образования, постоянному стремлению человека к росту. Для них почти банальность — чем выше компетентность, тем дороже ты стоишь на рынке труда. Наша же государственная политика не стимулирует стремления к знаниям на протяжении всей жизни. Деклараций на эту тему достаточно, но нет их практического воплощения.

На мой взгляд, потребность в бизнес-образовании должна была возникнуть 18 лет назад. Именно 15-20 лет назад в России начали формироваться бизнес-школы, которые сегодня хорошо известны. Но в то время они не были поддержаны ни государством, ни работодателями, которые сами в настоящее время испытывают огромную потребность к квалифицированных кадрах, особенно в современных грамотных управленцах.


К сожалению, бизнес в Чувашии в отдельных случаях отдает душком варварства: управленцы носят дорогие костюмы, но дела ведут с дубинкой в руках.


А с другой стороны-если выставить вверх средний палец и сквозь него посмотреть на минусы окружающей среды, то получим плюс!

Вступление в ВТО, конечно, увеличивает потребность в получении качественного бизнес-образования. Другое дело, что этот процесс займет еще несколько лет, после того, как Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Однако многие и это время могут потратить впустую.

  • С чем еще, кроме вступления страны в ВТО, связана необходимость в получении бизнес-образования?

Главная задача бизнес-образования-создать профессионально-интеллектуальную среду, которая позволила бы обогащаться знаниями, участвовать в создании собственных уникальных знаний через реальную действительность, включенную в бизнес-пространство и социальную жизнь. Только в какой среде организации могут работать эффективно. А сама организация должна стремиться к тому, чтобы стать самообучающейся. Кстати, в русском языке нет аналога слова «эффективность», а значит мы не мыслим понятиями эффективности? Может поэтому нам так сложно ее определять?

А конкретный человек получает бизнес-образование для того, чтобы выйти на необходимый уровень целеполагания от знаний, умений и навыков с переходом на уровень новых ментальных моделей, к смыслополаганию, если хотите. Именно в процессе обучения происходят необходимые когнитивные изменения-перестройка мышления и системы взглядов и убеждений.


Известно, что мышление в большей степени склонно порождать свои знания, а не воспроизводить чужие. При этом есть мнение, что 90% людей не имеют не только мышления, но и сознания.


Это происходит потому, что мышление, как правило, не нужно, чтобы играть простые социальные роли. Мыслят единицы. Исходя из этого, можно предположить, что грамотных руководителей не так уж много, а значит и среда, формируемая ими далека от совершенства.

Сказанное всего-лишь формирует предпосылки необходимости в получении бизнес образования. Наивного сознания и здравого смысла уже явно недостаточно для достижения успеха в делах. Нужно постоянно учиться. К тому же, внешнее окружение очень быстро меняется. И сегодня того образования, которое получено в вузе, явно недостаточно. Зачастую люди управляют крупными предприятиями и, пользуясь только своим опытом, или на основе своих убеждений, суждений, принимают важные решения. При этом решают проблемы за подчиненных, вместо того, чтобы заниматься стратегическими вопросами. Они постоянно в заботах. У них создается иллюзия, что они управляют предприятием. На самом деле это не так. И такая ситуация характерна для многих российских компаний, не только чувашских.

Человек знающий и понимающий, смотрит, что происходит в его окружении, во внешнем мире, и адаптируется под сложившиеся условия. И именно обучение по качественным-бизнес программам дает понимание внешнего окружения, процессов, которые в нем происходят, конкурентных преимуществ предприятия, способствует глубокому проникновению в сущность наблюдаемых явлений и принятию правильных решений.

  • Кто сегодня получает бизнес-образование. Можете ли вы составить словесный портрет этого человека?

Конечно, картина любопытная: до кризиса 2008 года росло количество обучающихся женщин в возрасте 33-34 года, представительниц среднего и топ-менеджмента. Может быть, это было связано с тем, что именно их больше всего занято в торговой сфере. После 2008 года, как я уже говорил, бизнес-образование стало востребованным среди работников производственной сферы, и в числе обучающихся женщин постепенно стало меньше. Прибавилось в рядах мужчин. Соотношение женщины-мужчины было 45 на 55, стало 30 на 70. Средний возраст мужчин — 36-37 лет в диапазоне от 23 лет до 61 года. Как правило, все они с техническим образованием. Образование, как правило, высшее. Прибавилось среди обучающихся и кандидатов наук. В отдельных группах их количество достигает 10-15%. Управленческий стаж от 3 лет и выше.

  • Во главе многих предприятий и компаний Чувашии сегодня выпускники школы «ЧЕ-ЛИНК». Кажется, что необходимое заполнение квалифицированными кадрами уже произошло. Существует ли новая волна бизнес-администраторов?

Никакой волны в бизнес-образовании нет и быть не может, поскольку, как я вам уже сказал, спрос формируем мы сами. И заполнение квалифицированными кадрами рынка не произошло. Бывает так, что сам руководитель хорошо образован, а у него — необученные подчиненные. Разумеется, что предприятие в таком случае испытывает большие трудности. И в таких случаях решением проблемы становится обучение персонала хотя бы на краткосрочных курсах. При этом не обязательно обучать всех подчиненных. Можно обучить людей, занимающих ключевые позиции и принимающих важные решения.

Случается, что, наоборот, руководитель считает, что он все знает и все умеет. И пусть учатся его подчиненные. Сотрудникам после обучения, конечно, хочется предложить что-то новое, интересное. Но им часто бьют по рукам: не умничай! Поэтому нужно понимать, если люди в команде разговаривают на одном языке, то они совместно решают общие проблемы. А не создают их друг другу, т.е если ты не решаешь проблемы, то сам становишься проблемой.

  • Открываются ли в республике новые бизнесы, владельцам которых необходимо получать бизнес-образование?

Давайте уточним. Если это владелец бизнеса, то ему не нужно бизнес-образование. У него есть деньги и он нанимает людей, которые управляют его делами и деньгами. Бизнес-образование нужно как раз последним.

Что касается новых бизнесов, т.е могут ли они возникнуть? В Чувашии внешне все достаточно просто. Есть строительство, электроэнергетика, сельское хозяйство и другие отрасли. Везде присутствуют крупные игроки, поэтому малому бизнесу, на первый взгляд, практически нет места. Выход для них один — найти не занятую нишу, а они всегда есть, но для этого, как минимум, надо быть подготовленным. Это значит, что предприниматель знает, что такое рынки, какие они бывают, оперирует такими понятиями как товар, его уникальные достоинства, жизненный цикл, сегмент, потребность и прочие понятия из маркетинга. Также важны знания в финансовой области и управлении человеческим ресурсами. Все это дает именно бизнес-образование. Можно, конечно, дела вести, используя исключительно свой опыт и наработанные связи, но всегда стоит задуматься о будущем. Опыт может оказаться отрицательным при определенных условиях, связи имеют свойство прерываться, а вот определенное мышление, сформировавшееся под воздействием качественного бизнес-образования всегда с тобой.

Но если разграничивать: бизнесмен — это одно, а предприниматель — совсем другое...Конечно, это так. Но у нас чаще всего все объединено, у нас еще не Запад.


Из общения с многими предпринимателями, знаю, что вложить деньги и получать стабильную прибыль, не вмешиваясь в дела компании, это мечта каждого.


Здесь проблема в том, что предложение на рынке труда грамотных управленцев весьма ограничено и владельцы компаний не могут полностью доверять людям, которых ставят на место руководителя, постоянно контролируя их деятельность а те, в свою очередь, не всегда оправдывают их ожидания. Поэтому очень хорошо идут дела в тех компаниях, в которых присутствует доверие, основанное на общих ценностях, а руководители и персонал нацелены на общий результат. Хороший тому пример— ТРС «Смак» и ее дочерние компании. Все руководители обучались в различных бизнес-школах, в том числе и в Школе «ЧЕ-ЛИНК», чем мы несомненно гордимся, отмечая их успехи в конкурентной борьбе с крупными фирмами в EFMG.

  • Основная масса предпринимателей в республике остаются на уровне «купи-продай». Им вообще нужно бизнес образование? Что им может предложить «ЧЕ-ЛИНК»?

Во-первых я бы избавился от негативного оттенка «купи-продай». Ведь нужно уметь грамотно купить по хорошей цене и грамотно продать. И для одной, и для другой стороны нужны определенные знания: людей, товара и многих других вещей. Ведь недостаточно просто купить, нужно еще и довести товар до потребителя: погрузить, выгрузить, складировать, а значит уже создать добавленную стоимость. Это труд и для того, чтобы он принес выгоду, нужно хорошо соображать. Ведь не все выживают на рынке. Их единицы. Но я могу сказать про наших студентов, все они в кризис остались на плаву. Многим в этих условиях, даже удалось завоевать определенную долю рынка, расширить свой бизнес. И по их признанию успех был достигнут благодаря обучению в Школе «ЧЕ-ЛИНК». А ведь дело не только в самих знаниях, как таковых, а в том, как человек действовал на их основе в конкретной практической ситуации. Поэтому бизнес-образование, конечно же, необходимо.

Хотя, во многом я согласен с вами: есть еще люди, которые на одном углу купили семечки, а на другом продали. Им, может быть, и не нужно бизнес-образование.

  • Какие перспективы открывает диплом MBA для бизнесмена в Чувашии?

Только сам диплом не дает ровным счетом ничего. Он всего лишь подтверждение того, что человек прошел определенный курс, как и любой диплом. А как человек будет использовать полученные знания, зависит от него самого. И это все индивидуально. Среди студентов есть и такие, которые сдают экзамены и тут же забывают все, что они учили. Это школьная привычка, иной раз остающаяся и после ВУЗа. Есть и те, кто с трудом справляются с испытанием, но думают, анализируют, размышляют. Может быть, процесс обучения проходит у них не так быстро, но более качественно. И эти люди будут более полезными в работе, чем первые. «Учителя открывают дверь. Входишь ты сам»(китайск.)

  • Но ведь то же самое можно сказать не только о дополнительном, но и об обычном высшем образовании?

Совершенно верно. И здесь тоже надо различать практическую информированность, как пассивное восприятие некоего опыта и знаний, накопленных в другом месте (не самим ВУЗом), другими людьми или организациями и практико-ориентированность на конкретный результат. У нас не лекция и пересказ, а деятельностная модель обучения с использованием реального контента — как изученную теорию наилучшим образом применить на практике. Если в высшем учебном заведении дают, например, определенную модель управления, студент должен верить, что ее применение даст наилучший результат, поскольку преподаватель (очень умный) наполняет знаниями пустой сосуд-голову студента. У нас же эта модель будет рассматриваться критически, с разных сторон. Обучающийся сам определяет, может ли она быть использована в тех или иных ситуациях. Изучаем эти ситуации.

Плюс к нам приходят люди уже с практическим опытом. Они могут спорить и приводить свои доводы, доказывать свои позиции и разбирать ситуацию с преподавателем-консультаном. В нашей школе тьютор и студент — этот две равновеликие единицы. Благодаря совместной работе с преподавателем студент понимает, что есть не только те варианты решения задач, которые он раньше применял, но и множество других, о которых он даже не догадывался. В результате деятельность обучаемого становится более эффективной в реальной жизни.

  • Школа «ЧЕ-ЛИНК» предлагает разные варианты обучения и образования. Скажите, все-таки нужна ли владельцу малого бизнеса степень MBA, когда у него нет необходимости действовать в глобальных масштабах?

Современная экономика глобальна и с этим никто уже не спорит. А если это так, то неважно, работаешь ли ты на международном рынке или только на внутреннем, независимо от размеров бизнеса на тебе в той или иной степени будут отражаться процессы, происходящие на мировых рынках. Цена нефти, курсы валют, инфляция, война в Сирии и т.п непосредственно влияют на принимаемые решения в любой фирме. Другое дело, что мы не всегда это осознаем и в этом тоже проблема для успешного ведения дел. Нужна ли степень МВА для понимания влияния на бизнес происходящего во внешнем окружении? Возможно «ДА», возможно «НЕТ». Однозначно ответить трудно. В любом случае, успешный человек стремится к самоактуализации, системно включающей в себя три компонента: познание среды проживания, познание себя, актуализация своих внутренних переживаний в среду. Когда, а главное, каким образом будет это делать каждый, это его сугубо личное дело. Если вы владеете и управляете бизнесом, необходимо помнить о и том, что добиться чего-либо значительного в жизни и получать от этого истинное удовлетворение можно только доходя до сути того, чем вы занимаетесь. И здесь трудно переоценить значение хорошего бизнес-образования.

  • Что бы вы посоветовали желающим получить бизнес-образование?

Если человек хочет чего-то добиться в жизни, он должен постоянно учиться, учиться и еще раз учиться. Так завещал нам Ленин. И в этом он был прав на 100%. Но никогда не принимайте хорошую видимость за близкое расстояние. 

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость