Сегодня: понедельник, 5 декабря 2016 г., 15:27
 
Реклама







загрузка...

Сергей Кисс: «Культура — это роскошь, но необходимая»

28-29 сентября в гостях у Чувашского государственного театра оперы и балета побывал Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева, г. Саранск. «Мой город — Чебоксары» встретился с главным дирижером театра, Сергеем Яковлевичем Киссом, чтобы узнать его мнение о культуре современной России, ее нуждах и перспективах.

-Сергей Яковлевич, расскажите немного о себе.

-Музыкой занимаюсь с четырех лет. После музыкальной школы поступил в Днепропетровское училище им. Глинки на отделение «Теории музыки», в то время это учебное заведение было одним из самых сильных в стране, а сегодня оно уже переименовано в консерваторию. Учиться мне нравилось, но душа требовала чего-то иного. После первого курса понял, что хочу быть дирижером. И уже со второго учился сразу на двух отделениях, поступив также на дирижерско-хоровое.



После окончания училища поступил в Московскую Государственную Консерваторию на дирижерско-хоровой факультет, а спустя 2 года после окончания — на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс Геннадия Рождественского. В этот момент я уже являлся дирижером Московского детского музыкально-драматического театра под руководством Геннадия Чихачева. Главным направлением театра были мюзиклы и музыкальные спектакли на материале известных оперетт. Благодаря этой работе и руководителю театра я узнал много нового. Именно там я понял, как должен вести себя актер на сцене в соответствии с ролью, что такое пространство сцены.

В период работы в театре Чихачева, я получил возможность стажироваться по программе Министерства культура РФ в театре «Новая опера». Полтора года работал над повышением своей квалификации. В этот же момент мне предложил попробовать свои силы в работе с балетом Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Брянцев, один из выдающихся балетмейстеров ХХ столетия. Я приходил в 10 часов утра на урок балета, а с 12 смотрел репетиции, изучал технологию балета с точки зрения своей работы. И это тоже дало мне ценнейший опыт.

Мы, дирижеры, ведь никогда не стояли у станка. Мы понимаем звуки, но движения танца без изучения его понять невозможно. Вот, пример. Солист оперы устал, чувствуешь, что он может захрипеть, значит надо ему помочь: может где-то прикрыть звучанием, или дать темп другой, снять фермату. В балете необходимо работать так же, и даже более, нужно чувствовать солиста.

Существует условное разделение на тех, кто дирижирует оперу, балет, оперетту. Раньше, это была распространенная практика, и часто тот, кто дирижировал оперу с первых шагов, изначально к балету и оперетте не подступался. Мне повезло, я изучил последовательно каждый из этих жанров. Параллельно руководил разными оркестрами, поэтому в музыке я всеяден. Любая музыка, любые жанры, любые составы для меня интересны.

-Насколько мне известно, когда год назад вас пригласили в Государственный музыкальный театр, в Саранск, вы поставили перед собой цель поднять культуру Мордовии на новый уровень. Как вы планировали это сделать и что уже удалось?

-Когда я вступил в должность главного дирижера, мы с руководством, с Министром культуры обговорили, что с возведением нового здания Государственного музыкального театра им. И. М. Яушева театр должен приобрести и новый статус «театра оперы и балета». Естественно, это другая комплектация труппы, другие объемы работы: кому-то за это надо отвечать, эту работу делать. Некоторое время коллективом руководили приглашенные главные дирижеры. А нужен был «отец родной», который и пожурит и похвалит и всегда будет рядом. Это очень сложная задача.

Мне необходимо было заново сформировать коллектив. Найти свой стиль, чему я придаю особое значение. Неважно, какого уровня коллектив имеется на данном этапе, учебный ли, любительский или профессиональный, я всегда привожу его к определенной эстетике, к тому, что называется «собственным лицом». И вот пример, мы часто приглашаем музыкантов из Казани. Этим летом, они в очередной раз приехали к нам на совместный концерт. Было очень приятно, когда они отметили, что в этот раз им уже пришлось поднапрячься, чтобы влиться в стиль нашего звучания, исполнения.

От главного дирижера зависит очень многое, и я понимаю, что остались еще задачи, которые нужно выполнить. Например, комплектация труппы новыми кадрами. Надеемся, что у нас все получится.

-Можете ли вы сравнить уровень музыкальной образованности населения Саранска и Чебоксар?

- Сложно сказать. Если о профессиональном образовании: у вас есть профильный ВУЗ, где можно получить высшее музыкальное образование, что создает определенную атмосферу. В Саранске есть музыкальный факультет при университете, но это не профильный ВУЗ, поэтому приходится привлекать некоторых специалистов из других городов.

Если о зрителе: ваш театр оперы и балета в этом статусе существует дольше, чем мордовский, наверное, традиции какие-то дольше складывались. Но пожаловаться на нашего зрителя я не могу, вижу интерес, вижу публику в зале. Конечно, хотелось бы аншлагов каждый раз, но вряд ли кто-нибудь может этим похвастаться. Это уже вопрос эстетического планомерного воспитания сознания коллектива, что новое в театре не только название, но каждый следующий спектакль. Хотелось бы отметить, что выступление на нашей сцене Чувашского государственного театра оперы и балета было аншлаговым.

-От местного к более глобальному. Как вы оцениваете состояние культуры России на сегодняшний день?

-Это очень больной вопрос. В дореволюционное время в России было много брендов. И главный бренд — культура. Она была цельной. Одно явление культуры возникало благодаря другому. Зачастую, творчество русских композиторов определяло развитие целых течений в западной культуре.

Но вдруг революция. Культурная прослойка была ею вымыта. Но господа большевики быстро поняли, что если эту страну не окультурить, то она просто превратится в колонию. Поэтому большие силы были брошены на образование, создание театров.



После перестройки произошел очередной перекос. Кроме денег в глазах у людей больше ничего не было. Там уже не до культуры. Почему так произошло? Вообще культура она всегда была в меньшинстве. Потому что это работа над собственной духовностью, которая не каждому под силу, а точнее не каждому по желанию. Как только появился Золотой бог, который требовал одного — заработать денег, она уже стала совсем неудобной. Потому что будучи духовным человеком сложно было пойти и закатать кого-то в асфальт. Были люди, которые намеренно отказались от культуры, дабы не испытывать душевных мук или выжить в этой стране.

И вот мы снова начинаем вспоминать о здоровье нации. Но добиться его уже тяжелее. Хотя бы потому, что на сегодняшний день много субкультур. Я бы сравнил их с субпродуктами. Но если мы хотим чистого мяса, мы же не будем покупать потроха. Не понимаю, например, все эти флэш-мобы: едем в автобусе и все дружно открываем книжку. Ну, ты хоть одно слово оттуда прочти! Поэтому это всего лишь воинствующее невежество, бескультурье которое почему-то называется более благозвучным именем.

Надо помнить только одно, что мы как государство можем состояться, когда сложится культура. Тогда появится настоящее национальное и государственное самосознание. Уважение к себе, к собственным корням, к окружающим. Ну не будет человек после «Лебединого озера» затевать драку на улице, не будет клей нюхать.

-Как вы оцениваете попытки современного государства возродить культуру. Все эти гранты, инвестирование в реконструкцию театров?

-С надеждой. Хочется верить, что все это приведет к определенным результатам. Культура — это роскошь, она требует больших денег. Но невозможно не осознавать, что она необходима. Потому что это результат высокоразвитого общества. Она несет доброе, светлое.

К сожалению, пока понятия того, что такое «хорошо», что такое «плохо» у нас очень сильно испорчено. Порядочным считается подлость, принципиальным - беспринципность, правильным — продажность. Проституция «узаконена» в сознании на уровне института брака, а значит - где то поколение, которому строить страну? Культура может это все искоренить.

-Как вы считаете, что еще необходимо сделать во имя духовного здоровья нашей страны?


-Очень важно, чтобы сейчас ступени культурного образования поддерживались государством на каждом уровне. Чтобы музыкальные школы имели свой стандарт, как это было раньше: подготавливали к поступлению в ВУЗы, давали крепкие знания. Наверное, этот механизм остался, но просто немного заржавел. Нужно ему помочь, привести его в порядок.

Раньше школы чаще ходили на спектакли, на концерты, семейные походы были. Человек мог даже не понимать всего, что происходит на сцене. Но зато в этот момент он не пьянствовал. Он мог привести детей, которые вдохновлялись искусством, начинали его любить. Такие культурные походы нужны и сегодня.


И самое главное, хотелось бы, чтобы культура опять стала престижной. Потому что, когда люди получают три копейки, пропадает желание работать в этой сфере. Понятно, человек не всегда осознает того, что производит культура, поскольку это нельзя потрогать руками или съесть. Но результаты культурной деятельности — это не продукт. Это красота, это формирование внутреннего мира, это дорогостоящая медицина, которая врачует душу. Люди должны видеть, что музыканты, например, не бегают по десяти работам, чтобы как-то свести концы с концами. Тогда будет приток новых специалистов, а значит новый уровень.

А что сейчас? Зачем я пойду в культуру, я лучше пойду в палатку торговать. Или я лучше поступлю в школу моделей, буду красивой, и меня будет содержать кто-то состоятельный. Это уже деградация.

-Значит по-вашему, не красота, а культура спасет мир.

-Красота души спасет мир. А это и есть культура.

 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...