Сегодня: суббота, 10 декабря 2016 г., 02:20
 
Реклама







загрузка...

Камерно-вокальный концерт по ту сторону занавеса

«Неделя немецкой музыки», проходящая под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи 2014», в самом разгаре. 16 февраля состоялся камерно-вокальный концерт, который мы увидели из-за кулис.

На сцене зажжены свечи и установлено фортепиано. Оркестровая яма пуста — формат концерта обеспечил ей внеочередной выходной. По мере того, как приближается начало концерта, в зал прибывают новые зрители. И артистов за кулисами количество сегодняшних слушателей, конечно же, интересует. Один из них, одетый в элегантный фрак, осторожно отодвигает занавес, чтобы оценить обстановку. «Зрители есть?» — спрашивает его коллега. «Есть», — с удовлетворением отмечает любопытный солист.

Первый звонок уже прозвенел, но в последние 10 минут время замедляет свой ход. Артисты, выход которых намечен на начало концерта, уже здесь. Они кажутся абсолютно спокойными, в их движениях нет нервности, и дрожи в коленках не заметишь. Но лица сосредоточены, видимо, про себя они повторяют слова песен. Только так! Лишние звуки не должны нарушать камерную обстановку, воцарившуюся в зале. Поэтому, единственное, что можно услышать, стоя по ту сторону занавеса во время концерта, — это шелест кринолиновых платьев, тихий шепот и протяжные и певучие «ОМмммм!» и «Ааааа-а!», которые доносятся исключительно из гримерных комнат.

И вот — третий звонок. Ольга Нестерова, художественный руководитель и главный дирижер театра, занимает свой «наблюдательный пост». Первой на сцену выходит Светлана Ефремова, чтобы исполнить произведения Бетховена «Люблю тебя», «Поцелуй». Концертмейстер — Ольга Гордеева. Тишину разверзает звонкий голос солистки и зал окутывает волшебная, вечная музыка.

Пока артисты служат Музам, костюмеры заняты более приземленным, но не менее полезным делом. Они следят за тем, чтобы концертные наряды вокалистов были как будто с иголочки. Костюмер Зина Сусанина рассказывает, что сегодня у них относительно спокойный день. Концертные наряды солисты приносят сами. Они не сложные, одеваются быстро. Другое дело балетные спектакли. «Тогда артистам нужно быстро переодеваться. Костюмы могут и порваться. Но мы всегда при иголках и нитках, зашиваем все за считанные секунды», — делится Зина.

Концерт продолжается. Выступает одна из любимиц публики — Татьяна Прытченкова. В ее исполнении звучит романс «День всех усопших» Рихарда Штрауса. Ей аккомпанирует Валентина Архипова. После выступления, которое прошло без сучка и без задоринки, ее с распростертыми объятиями встречает Ольга Нестерова. Певица улыбается, и, кажется, довольна собой. «Когда публика внимательно слушает — это всегда дает новые силы, вдохновляет», — признается артистка. — «Я обожаю камерное пение. Но, к сожалению, такие концерты — это редкость для нашего театра. Надеюсь, отныне они станут традиционными».
Простой человек, привыкший думать, что артисты — люди своенравные, тяжело поддающиеся контролю, будет удивлен. Во время концерта соблюдается практически армейская четкость: первый пошел — готово, второй пошел... Выходят исполнители на сцену, почти как на плац. Неважно, какое у тебя настроение, что болит и тревожит — ты должен быть в строю. И только когда ты отработал, четко, по правилам, — можешь быть свободен. Но иногда случаются и непредвиденные ситуации. Например, если имя солиста уже объявили, а он куда-то исчез. Так произошло в этот раз. Вокалист, уже представленный ведущим вечера, не торопился выходить на сцену. Спохватились, начали искать. Но благо, певец оказался неподалеку. Зрители даже не успели заметить, небольшую погрешность.

Настоящим украшением вечера стало выступление гостя из Москвы. Сергей Санаторов, лауреат международных конкурсов, разносторонний музыкант, вышел на сцену в сопровождении концертмейстера Анны Степановой. У Сергея с детства проблемы со зрением, но это не мешает ему чувствовать себя на сцене, как рыба в воде. В этом чебоксарцы убеждались неоднократно, например, когда он в 2008 году исполнил партию Юродивого из оперы «Борис Годунов». В этот раз артист порадовал публику произведениями Роберта Шумана. Такими как, «Посвящение», «Гирляндой из мирт», «Ты как цветок» и другими. Мягкий, нежный по тембру тенор Сергея Санаторова покорил зрителей. И в зале раздались аплодисменты с криками «браво!». На вопрос о том, часто ли ему приходится слышать от зрителей «спасибо» за свой вдохновляющий пример, артист скромно отвечает, что такое случается. И отмечает, что чебоксарская публика ему всегда нравилась, и всегда тепло его принимала, так же, как и театр. Сергей признается, что испытывает одинаковую любовь и оперному, и к камерному исполнению. Но если в первом случае «многое делается за счет актерского мастерства», то в последнем решающую роль играет голос. Потому что в камерном пении «больше нюансировки, возможности показать динамику, громкость». Вокалист также развенчал миф о том, что самый мелодичный язык — это итальянский. По его мнению немецкий ничуть не хуже: «Мы просто очень мало знаем достойных примеров исполнения на этом языке. Или мало слушаем их. Пример — замечательный тенор, с которым мне посчастливилось познакомится в Германии, Петер Шрайер, который так тонко и нежно поет по-немецки, что нельзя не восхититься. А если еще и делать подстрочный перевод, можно понять насколько красива поэзия. Там есть такие обороты, которые захватывают душу. Вообще, немецкий язык в Шумане, в Шуберге очень мелодичный и очень звучный».

Выступление Сергея Санаторова было не единственным сюрпризом за вечер. Состоялся также дебют на сцене театра Валентины Архиповой, получившей недавно звание заслуженного работника культуры Чувашии. Сначала артистка выступила в качестве концертмейстера, а во втором отделении концерта исполнила произведение Густава Малера «Воспоминания».

Концерт подходит к концу. Артисты в полном составе готовятся, чтобы выйти на сцену. Самая ответственная часть вечера позади. Произведения исполнены, публика бурно аплодирует. Казалось бы, что может произойти за те несколько минут, что ты выходишь на поклон... Но происходит. Когда артисты вновь появляются на сцене, чтобы попрощаться с публикой, с ножки одной из вокалисток соскальзывает туфелька. Но служенье муз не терпит суеты — ни капли смущения: все прекрасно, спасибо, дорогие зрители! И зал, конечно же, ничего не понял. Вот, что значит профессионализм.  

Система Orphus Добавить новость

18+

ФОТОРЕПОРТАЖ



загрузка...

Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...