29 ноября в 16.00 в Отделе русского и зарубежного искусства ЧГХМ открывается выставка «Две судьбы, две истории», посвященная творчеству двух замечательных художников: учителя и ученика, Н.И. Фешина и А.В. Григорьева (0+).
В экспозицию вошли работы из собраний Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса им. А.В. Григорьева и Чувашского государственного художественного музея.
Первая встреча двух художников произошла в Казани, в стенах Казанской художественной школы. Николай Фешин – талантливый молодой мастер, выпускник Петербургской Академии, преподаватель живописи с 1908 по 1922 годы, а Александр Григорьев - многообещающий молодой художник, выпускник Казанской учительской семинарии, учился в КХШ с 1910 по 1915 год, где среди любимых его учителей был Н.И. Фешин. Между учителем и учеником завязались дружеские отношения, продолжавшиеся не один год.
В 1915-1917 годы Григорьев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых педагогов-художников К.А. Коровина, А.Е. Архипова и др. В 1918 году возвратился в родные места, работал учителем в селе Еласы Козьмодемьянского уезда Казанской губернии.
В 1919 году Александр Владимирович Григорьев активно занимается созданием в Козьмодемьянске Краеведческого музея и особое внимание уделяет художественному отделу музея. Уже в 1920 году музею присвоено имя А.В. Григорьева. С 1922 года Григорьев живет в Москве, работая в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП(б), занимается делами музеев и искусства. Является одним из организаторов и председателем творческого объединения Ассоциация художников революционной России (АХРР).
Николай Фешин еще в годы учебы приобрел международную известность. В 1908 году его картина «Черемисская свадьба», представленная на Весенней Академической выставке, была удостоена 1-й премии им. А.И. Куинджи и в последствии приобретена американским коллекционером У.С. Стиммелом (1911 г.); золотой медали на Международной выставке в Мюнхене удостоена картина «Дама в лиловом» (1909 г.).
В 1920-е годы, Николай Фешин продолжает жить и работать в Казани, принимает активное участие в российских и зарубежных выставках, его творчество привлекает многих поклонников как в России, так и за рубежом. В эти нелегкие для жителей Поволжья времена (тяжелейший голод, политическая нестабильность) художник заболел. Американские друзья (художники и коллекционеры) предлагают ему помощь. И Николай Фешин принимает нелегкое решение – уехать в США, чтобы поправить свое здоровье. Не подозревал тогда художник, что Америка станет его вторым домом до конца жизни.
Именно в начале 1920-х годов жизненные пути учителя Н.И. Фешина и ученика А.В. Григорьева вновь сошлись. Оформляя необходимые документы на выезд в США, Фешин столкнулся с рядом бюрократических трудностей, разрешить которые ему удалось лишь при помощи А.В. Григорьева, занимавшего в то время ответственный пост в ЦК ВКП(б). В знак благодарности Фешин подарил Григорьеву эскизы к картине «Черемисская свадьба», которые заняли свое достойное место в коллекции Козьмодемьянского музея.
Среди экспонатов выставки «Две судьбы, две истории» представлены этюды Николая Фешина к картине «Черемисская свадьба» из собраний музеев Козьмодемьянска и Чебоксар, помогающие рассмотреть процесс работы над знаменитым полотном. Графические листы с изображением обнаженной женской натуры из собрания Козьмодемьянского музея демонстрируют виртуозное мастерство Фешина-рисовальщика. Гордостью коллекции Чувашского государственного художественного музея являются произведения Фешина, созданные в Чебоксарах: портреты семьи И.С. и М.Т. Тепловых, родственников художника, их сына Алеши Теплова, пейзаж «Осень», а так же графический портрет, созданный Фешиным уже в Америке – портрет балерины Веры Фокиной.
На выставке представлены замечательные графические и живописные работы Александра Григорьева из собрания Козьмодемьянского музея, среди которых карандашные портреты его родственников и соратников: отца художника – сельского учителя Владимира Александровича Григорьева, супруги – Евгении Григорьевны и товарищей по АХРР: Е.А. Кацмана, Н.П. Христенко и др.
В собрании Козьмодемьянского музея хранится и небольшой живописный «Женский портрет», который был представлен на единственной персональной выставке А. В. Григорьева в Москве, состоявшейся в 1935 году, а также живописные солнечные пейзажи, созданные Григорьевым в поздний период творчества. Многие из них были написаны в окрестностях г. Таруса в Калужской области, где художник провел последние годы жизни.
Выставка продлится до 21 января 2017 года.
Новый микрорайон будет называться ЖК "Дубрава Парк"
Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, а саму вышивку национальным достоянием. Рассказываем, почему на самом деле это так и есть
- Робот с российским паспортом: решение контакт-центра «Ростелекома» вошло в реестр отечественного ПО
- ВТБ внедряет ИТ-инструмент для бесшовной миграции клиентов из банка «Открытие»
- Группа ВТБ: 40% жителей ПФО регулярно занимаются спортом
- РСХБ: за 23 года россияне стали съедать вдвое больше мяса, в 2024 году ожидается новый рекорд
- Чебоксарцы во время командировок и отпусков стали активнее пользоваться каршерингом
- ВТБ запускает «готовое решение» с защитой капитала
- ВТБ отменяет комиссию за платежные стикеры
- Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства салатов и зелени в России
- Более полумиллиона клиентов «Открытия» перевели свои сбережения в ВТБ