Сегодня: суббота, 10 декабря 2016 г., 13:49
 
Реклама







загрузка...

Три национальных балета покажут на одной сцене

Художественное руководство Театра оперы и балета рассказало журналистам о XVI Международном балетном фестивале

В этом году фестиваль посвящен  45-летию со дня премьеры первого балетного спектакля на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. И эту дату организаторы XVI Международного балетного фестиваля решили отметить по-особенному.

Как рассказал Данил Салимбаев, художественный руководитель балетной труппы Театра оперы и балета,  концепция фестиваля возникла из чувашского спектакля «Сарпиге» Федора Васильева,  премьера которого состоится в первый день фестиваля, 19 апреля. У художественного руководства театра появилась идея представить на одной сцене аналогичные произведения. Таким образом, у чувашской публики будет редкая возможность увидеть национальные балеты разных народов России.  Помимо «Сарпиге», 20 апреля зрители смогут увидеть национальный спектакль республики Коми «Яг-Морт».  А 21 апреля на сцене Театра оперы и балета выступят гости из Татарстана со спектаклем «Шурале», который уже стал классикой национального жанра  не только в российском, но и в мировом масштабе.

Именно национальной теме в балете будет посвящен круглый стол «Балет: диалог культур», который состоится 22 апреля.  В обсуждении примут участие ведущие музыковеды, балетные критики и искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга и Чувашии: Алексей Садовский, Александр Максов, Вероника Кулагина, Ольга Розанова, Михаил Кондратьев, Любовь Бушуева, Антонина Мордвинова и художественное руководство Чувашского театра оперы и балета.
Закроется фестиваль Гала-концертом, на котором выступят и чувашские артисты, и приглашенные звезды: Коике Саори из Японии, Роман Михалёв из Франции, Владимир Ипполитов из Швейцарии, Игорь Колб из Мариинского театра, Вера Арбузова и Михаил Венщиков из Михайловского театра, Егор Мотузов из московского театра «Кремлёвский балет».

Конечно же, главным событием фестиваля будет балет «Сарпиге», который получил поддержку Гранта президента Чувашской Республики. «Это наша жемчужина и спектакль, который должен стать нашей визитной карточкой», - так охарактеризовал Данил Салимбаев премьеру Чувашского государственного театра оперы и балета.

Первый чувашский балет «Сарпиге» Ф. Васильева имеет давнюю историю. Он был поставлен в 1970 году балетмейстером Николаем Никифоровым, и представлял собой оригинальное сплетение классического танца с народным. В 1989 году балетмейстер Ренат Ибатуллин создал свою постановку в той же музыкальной партитуре Федора Васильева, которая была использована Никифоровым. В прошлом году Чувашский государственный театр оперы и балета решил вдохнуть новую жизнь в балет: к работе приступили балетмейстер-постановщик Елена Лемешевская, Кавалерственная дама Ордена Дягилева II степени «За пользу русской культуре», художник-постановщик Валентин Федоров, музыкальный руководитель Ольга Нестерова и многие другие.

«Когда мы приняли решение вновь взяться за балет «Сарпиге» - первая мысль была о том, чтобы создать новую партитуру, - отметила Ольга Нестерова, - потому что партитура Васильева не раскрывала все тембральные краски симфонического оркестра и была довольно сжатой, спектакль шел всего 67 минут». За творческой помощью художественное руководство театра обратилось к молодому композитору из Москвы Анне Стрельниковой, произведения которой ставятся во многих театрах России. «Для нас отрадно, что в этой партитуре сохранился национальный колорит. Мы очень боялись его потерять, потому что у нас уже был горький опыт с оперой «Нарспи», когда  нам пришлось отказаться от партитуры американского композитора».

О том, как протекала работа над балетом, рассказала Елена Лемешевская: «Сюжет спектакля незатейливый: о чувашской девушке, которая готова на все, чтобы спасти любимого. Но даже такую простую историю необходимо подать красиво, интересно и динамично – именно такая задача стояла передо мной. И нужно было продумать танец таким образом, чтобы были сохранены эстетика и чувашская ментальность. Например, элементарно, нельзя допускать, чтобы у Сарпиге во время поддержки задралось платье, что в балете случается.

Что касается участников спектакля, то занята вся труппа. На сцене одновременно будет находиться большое количество людей, более 40 человек».

Ольга Нестерова дополнила, что новая партитура балета «Сарпиге» вобрала в себя тембральные краски классической музыки и современные ритмы национальных мелодий. Музыкальный руководитель считает, что хореография Лемешевской прекрасно отражает эту особенность: классические движения дополнены современной пластикой.

Новым и неожиданным в балете «Сарпиге» будут не только музыка и хореография, но и художественное оформление. «В работе над «Сарпиге» мне хотелось опереться на этнофутуризм. Я решил, что именно этот стиль может дать новый толчок в сценическом решении спектакля», - отметил Валентин Федоров. Художник даже продемонстрировал журналистам эскизы. Зритель увидит два параллельных мира, реальный и иной, которые и стали основой для сценографии. Что касается костюмов, то они будут заметно отличаться от привычных национальных нарядов чувашей. Яркие, цветные, имеющие свой индивидуальный рисунок, но объединенные общей стилистикой – так будут выглядеть представители мира реального. Нечисть будет выглядеть немного иначе. Фактурная специфика костюмов состоит в различных завязочках и других атрибутах, с помощью которых чувашский народ общался с существами иного мира.

На премьере выступят ведущие солисты балета Айдар Хисамутдинов и Татьяна Альпидовская. Вскоре после фестиваля балет отправится на гастроли.  1 июня, в рамках дней Чувашии в Башкортостане, он будет показан уфимскому зрителю.

 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...