Сегодня: четверг, 28 марта 2024 года
Пробки: 3
Погода: °C Ветер: м/с Влажность: %
Почему российскому кино не светит «Оскар»
На днях весь мир наблюдал за тем, как культовые золотые статуэтки находили своих владельцев среди лучших режиссеров, сценаристов, актеров и операторов. Российские фильмы вновь оказались чужими на этом празднике жизни. Вместе с Анной Филипповой, заместителем директора кинотеатра «Мир Луксор», мы размышляли о том, почему наши мастера не умеют снимать кино, достойное «Оскара»
27 февраля 2013, 13:28 |
Фото: Ольга Шоклева

В этом году, на 85 торжественной церемонии вручения премий «Оскар», присуждаемых Американской академией киноискусств, золотых статуэток в различных номинациях удостоились картины: «Жизнь Пи» Энга Ли, «Операция Арго» Бена Аффлека, «Линкольн» Стивена Спилберга, «Звери дикого юга» Бена Зайтлина, «Мой парень – псих» Дэвида О. Расселла, «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино, «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу и «Отверженные» Тома Хупера и др.
В номинации «Лучший иностранный фильм» победу, как и ожидалось, одержала картина Михаэля Ханеке «Любовь». Российские фильмы традиционно не пробились даже в число номинантов. Выдвинутый российским оскаровским комитетом фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» отсеялся еще на предварительном этапе.

Анна Филиппова:

– Нельзя забывать, что на церемонии «Оскар» лишь одна номинация, куда может попасть российское кино – «Лучший иностранный фильм». Иного от американской киноакадемии странно было бы ожидать. Отбор претендентов на статуэтку идет в несколько этапов. Сначала комиссия киноакадемии оценивает все фильмы, присланные на конкурс, отбирает шорт-лист, который впоследствии сокращается до пяти фильмов, участвующих в финальном голосовании. И не всегда получается так, что кино, понятное российскому зрителю, адекватно воспринимается американцами. К тому же, голосуют члены академии – люди, наверняка, далекие от нашей реальности.

Тем не менее, за всю «оскаровскую» историю наши фильмы неоднократно получали золотые статуэтки. Среди них наиболее известные зрителями картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1981) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1995). 

Анна Филиппова:

– Если говорить конкретно об этих фильмах, дело было даже не в экзотике, как принято считать. Картина «Москва слезам не верит» была интересной историей, близкой и американскому зрителю тоже. А лента «Утомленные солнцем» настолько мастерски сделана, что оказалась вне времени, несмотря на то, что в фильме есть конкретный отсыл к определенному периоду российской истории. Все же это больше история людей, любви, предательства. История очень человеческая. Именно это и сработало. 

С тех пор, как творение Никиты Михалкова одержало громкую победу, российским режиссерам об «Оскаре» приходится только мечтать. И главной причиной неспособности нашего кино конкурировать с мировым стал кризис российского кинематографа в целом. У зрителя выработалось предубеждение к отечественному продукту. И дело тут не в плохой «картинке», а в полном безразличии авторов к зрителю. Кино не отражает нашу жизнь, нет героев, которые выражали бы национальный характер, нет конфликтов, которые нужно было бы отражать в фильмах. Вместо этого есть жалкие копии голливудских блокбастеров с неуклюжим подгоном под местную реальность. 

Анна Филиппова:

– У нашего кино есть форма, но нет содержания. По форме все правильно: выпускаются фильмы, делаются презентации, печатаются плакаты. Но о чем рассказывается в картине? Ни о чем — таким фильмом невозможно привлечь зрителя.

Наш кинематограф как искусство не ведет публику за собой, а идет за публикой. Культурный уровень зрителей падает, запросы становятся все ниже и в кино привлекает зрелищность и визуальное удовольствие. И зрители, в большинстве своем молодежь, готовы «употреблять» и суррогаты кинематографа, и даже откровенный ширпотреб. Многие создатели фильмов, ориентированные только на коммерческую выгоду, с завидным постоянством поставляют в кинотеатры подобный «фастфуд».

В советское время действовала цензура, и о многом нужно было молчать. Но это вынуждало искать методы, чтобы не столь прямолинейно, а с помощью средств выразительности раскрыть глубину картины. Теперь же ограничений нет. В итоге многие художники принялись создавать совершенно андеграундный материал, в стремлении показать «реальную жизнь» без прикрас. С ним проще работать, так как он острый сам по себе. Поэтому многие не утруждают себя излишним поиском языка, героя, темы.  

Анна Филиппова:

– Особенно этим грешат проекты фестивального уровня, которые не попадают в широкий прокат — это было заметно и на кинофестивале в Чебоксарах. Заключается она в том, что снимается очень много «чернухи». Почему-то наши художники все еще находятся в «перестроечном» периоде, когда выходили фильмы из серии «так жить нельзя».

Проблема отечественного кино беспокоит и власть. В связи с этим представителями различных партий были разработаны законопроекты в сфере кинематографии. Они сводятся к введению квоты на отечественное кино, которое должно составлять чуть ли не 80% в российском прокате, и отмене льгот по НДС на показ иностранных фильмов. Хотя по мнению Анны Филипповой, это может повлечь за собой больше вреда, чем пользы:

Человека невозможно заставить полюбить кино, нужно сделать так, чтобы он сам хотел его смотреть. Если же не дать ему возможность выбирать, то он просто перестанет ходить в кинотеатр. В конце концов, есть интернет и другие альтернативные способы просмотра кино. 

Нельзя сказать, что у нашей киноиндустрии нет шанса на выживание. Есть и талантливые люди, и хорошие картины. Нельзя недооценивать и зрителей — многие из них обладают хорошим вкусом. Важно не то, на какой фильм ходит человек, а за что говорит «спасибо». Если появляется действительно что-то «содержательное», а не фильмы типа «Елки», «Самый лучший фильм», «Наша Russia: Яйца судьбы », то публика отвечает на это адекватно: приходит в кинотеатр, покупает билеты, благодарит. 

Очевидно, что тягаться с Голливудом мы не в состоянии. У нас нет ни таких средств, ни опыта. Нам нужно идти по нашему собственному пути. И сохранить те богатые традиции, которые мы имели, и благодаря которым снимали прекрасные фильмы.

Анна Филиппова:

Кино это возможность прожить не одну, а множество жизней. Хорошее кино – это катарсис, когда ты через переживания очищаешься. Низкий поклон людям, которые делают хорошее кино. И за те необходимые впечатления, которыми на долгие годы оно насыщает. 
 

Хотите читать новости в удобном для вас виде?
Подпишитесь:
Сообщите новость
Город
Чьи имена носят улицы Чебоксар? 15 названий, о которых вы знаете и не знаете
ТЕМА ДНЯ
До сегодняшнего дня республика оставалась единственным регионом в ПФО, где еще действовал масочный режим
Афиша кино для детей и взрослых чебоксарских кинотеатров: Киногалактика, Синема 5, Три пингвина, Волжский, Сеспель

Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, а саму вышивку национальным достоянием. Рассказываем, почему на самом деле это так и есть