Сегодня: воскресенье, 11 декабря 2016 г., 16:51
 
Реклама







загрузка...

Российскую премьеру «Чужестранки» Беллини покажут в Чебоксарах

16 декабря в Чувашском государственном театре оперы и балета будет показана semi-stage* версия оперы Винченцо Беллини «Чужестранка». Автор идеи — Дмитрий Банаев, дирижер театра, — взял на себя смелось впервые оживить оперу на российской сцене. Поэтому событие это значимо не только для Чебоксар, но и для страны в целом.

Актовый зал корпуса художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического университета. Репетиция «Чужестранки» в полном разгаре. Идейный вдохновитель сего действа, Дмитрий Банаев, взявший на себя обязанности хормейстера, работает над звучанием «Voga, voga, il vento tace» («Греби, греби, ветер стих») с хором студентов университета. «Ребята, ну мы же с вами не бурлаки на Волге!», — подшучивает руководитель над молодыми артистами, пытаясь добиться легкости и изящества. Чувствуется, что осталось совсем немного. Еще пара репетиций — и хор зазвучит стройно, сольется в единое целое и покажет класс на концерте. Но перфекционисту Дмитрию хочется, чтобы уже на репетициях все было идеально. И понять его можно, ведь впервые ставить в России «Чужестранку» — это большая ответственность.

Работа со студентами завершена. На очереди — солисты. В перерыве Дмитрию удается выкроить несколько минут, чтобы рассказать о своем творческом замысле интернет-газете «Мой город Чебоксары».

В ноябре исполнилось 210 лет со дня рождения Беллини. Но, по мнению Дмитрия, мировая общественность не уделила этой дате должного внимания. Поэтому новый творческий проект — это, своего рода, дань памяти великому итальянскому композитору. Но почему же именно «Чужестранка»? «За свои 34 года жизни Беллини написал 10 опер. И только 3-4 из них известны в России: «Норма», «Капулетти и Монтекки», «Пуритане» и чуть меньше «Беатриче ди Тенда». И это не справедливо, поскольку «Чужестранка» на одном уровне с этими произведениями и по музыке, и по драматизму», — рассказывает Дмитрий.

Стоит отдать должное автору либретто, Феличе Романи, взявшего за основу роман Прево д'Арленкура «Чужестранка». То, что опера представляет собой яркую драму — это во многом и его заслуга. Итальянский поэт и драматург сотрудничал с такими великими композиторами, как Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди. Но полностью реализовать свой творческий потенциал, как считает Дмитрий, Романи удалось именно в операх Винченцо Беллини.

В произведениях итальянского композитора кипят страсти, достойные Шекспира. Герои находятся на пике эмоций. Образы героев — загадочные, отточенные до совершенства. Правда, все это кажется очень далеким от реальности. Но Беллини прекрасно это осознавал: «Чем меньше похоже на жизнь, тем лучше». Серым картинам действительности он предпочитал яркие краски романтизма, обрамленные довольно простым сюжетом.

«Беллини относился к композиторам стиля бельканто**, наряду с Россини и Доницетти. Часто создателей оперы бельканто, упрекали в том, что они отодвигают драматическое действие на второй план, что спектакли больше похожи на концерты в костюмах. Но те, кто придерживался такого мнения, не понимали главного — все что происходит на сцене, это лишь дополнение к прекрасной музыке, к совершенному вокалу, в которых драматизм оперы раскрывается в полной мере. На фоне музыки бельканто меркнут дорогие декорации, яркие костюмы. Они становятся почти не нужными. 

Если же говорить о Винченцо Беллини, то именно его можно назвать главным мастером этого стиля. Другие композиторы, такие как Россини и Доницетти, не придавали большого значения деталям и использовали бельканто исключительно для украшения своих произведений. В отличие от них, в операх Беллини каждая деталь на своем месте, имеет свое драматическое и драматургическое значение. Чтобы добиться большей выразительности, композитор сначала пропевал все сам, и только потом заносил в партитуру», — утверждает Дмитрий.

Коль скоро сам Беллини был необычайно требователен к вокалу, солистов, способных на достойном уровне исполнить ведущие партии, не так уж и легко найти. По мнению Банаева, в России их очень мало. Но на Марию Еланову, которая предстанет в образе Алаиды, Дмитрия Башкирова, солиста из Воронежа, артистов Чувашского государственного театра оперы и балета Константина Москалёва, Надежду Степанову, Илью Гурьева, и Андрея Михайлова автор идеи о semi-stage версии оперы возлагает большие надежды. Но достойное воплощение «Чужестранки» зависит не только от уровня исполнителей. В этой опере важна каждая деталь, поскольку она содержит огромное множество тонкостей, музыкальных приемов, которые отличают ее от всех остальных. По описаниям Дмитрия Банаева мы можем представить, насколько сложно добиться желаемого звучания. Например, хор «Voga, voga, il vento tace», открывающий оперу, должен иметь стерео-эффект. Первая группа поет в одной кулисе, вторая в другой, а потом артисты выходят на сцену и их пение сливается. Интересна сцена буйства стихии. Используя минимум музыкальных средств, нужно добиться эффекта надвигающейся бури.

Способен поразить воображение и свадебный хор. Орган, колокол, хоровое сфумато (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезнувший как дым) прием, который позволяет создать впечатление, что голоса звучат где-то вдали.

Видя, насколько Дмитрий увлечен своей идеей, невозможно не восхититься и не захотеть увидеть «Чужестранку» на сцене. Нет, даже не увидеть, а именно услышать. Ведь, как уже было сказано — музыка здесь приоритетна. Но именно ли ее самодостаточностью, способностью заменить сценическое действие, продиктован выбор формата оперы — semi-stage? Дмитрий признается, что определяющую роль сыграл не только этот факт. Если ставить полноценную оперу со всем сценическим антуражем, костюмами и реквизитом, то нужен большой бюджет, а с этим есть проблема. Хотя расстраиваться никто не собирается, увидеть как на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета оживает недооцененная в России опера, и быть к этому причастным — уже большая удача.

Поэтому солисты очень воодушевлены. Они с удовольствием работают над своими партиями. Надежда Степанова, которую мы увидим в образе Изолетты, уверена, что участие в таком творческом проекте дает артисту бесценный опыт. Это новый для Чувашии формат — semi-stage. И это Беллини, уровню которого нужно соответствовать.

Именно имя композитора и то, что «Чужестранка» впервые ставится в Роcсии, заставили приехать Дмитрия Башкирова в Чебоксары. Артист признается, что ему очень интересно исполнить партию графа Артуро, поскольку  его герой очень чувственный, с огромным эмоциональным диапазоном. А еще Дмитрию очень нравится работать в Чебоксарах, поскольку здесь очень дружественная атмосфера. «В достижении творческой цели заинтересован каждый, поэтому коллектив работает как единое целое», — признается Дмитрий.

Того же мнения придерживается и Мария Еланова. По ее мнению, главным связующим звеном является сам Дмитрий Банаев, который заряжает артистов энергией и всегда добивается именно того звучания, того настроения, которое должно быть в опере. «У моей героини очень широкий вокальный диапазон. Должна быть кантилена***, никаких резких скачков — поэтому приходится много работать, чтобы добиться совершенства», — рассказывает Мария.

Коллектив репетирует каждый день по 3-4 часа. Так, неторопливо, но верно рождается на свет премьера, которая несомненно станет событием. Увидим мы ее совсем скоро.


* Semi-stage — мизансценически выстроенное концертное исполнение в костюмах.
**Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для Б. характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество и виртуозный блеск исполнения.
***Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность музыки, напевность её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии.
 

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...