Сегодня: понедельник, 5 декабря 2016 г., 13:27
 
Реклама







загрузка...

Песня про «зайцев», или почему чебоксарцы не платят в общественном транспорте

18 февраля 2013, 15:47 | Дарья Кузьмина | Комментарии (2)

Фото: Ольга Шоклева

10 февраля в Чувашии подорожал проезд в общественном транспорте. «Мой город» решил выяснить, повлияло ли это событие на увеличение количества «зайцев» и много ли среди чебоксарцев любителей поездить бесплатно

Напомним, (хотя вряд ли кто-то забыл) 10 февраля 2013 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. № 4 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом». Как объясняют в Государственной службе Чувашии по конкурентной политике и тарифам, причиной для принятия такого решения стало то, что действовавшие ранее тарифы не покрывали расходов перевозчиков. Деятельность последних оставалась убыточной и при осуществлении дотаций из республиканского бюджета. Честно говоря, знакомая и поднадоевшая многим горожанам песня, но речь сейчас не об этом.

Так или иначе, проезд в общественном транспорте подорожал. Теперь билет на автобус и маршрутку стоит 16 рублей, а на троллейбус – 14 рублей. Обладателям электронных проездных повезло чуть больше, проезд для них –15 рублей в автобусе и 13 в троллейбусе. Стоимость проездного билета осталась той же – 650 рублей. Тарифы же на пригородном сообщении остались на уровне 2012 года.

Новость о повышении цен на проезд мне сообщил знакомый, на данный момент студент одного из вузов города. В его голосе было недовольство:

Опять цены поднимают! Лучше зайцем ездить, честное слово.

Я промолчала. Но решила узнать, много ли горожан с очередным подорожанием проезда стало думать так же, как мой знакомый. Для этого я специально совершила небольшой вояж по городу на троллейбусе № 3. Первым, к кому я обратилась с вопросом о количестве любителей халявного проезда, был кондуктор.

«Зайцы» были всегда. И с повышением цен, по-моему, ничего не изменилось, – поделилась с нами блюститель транспортного порядка. – Днем и вечером их чуть больше: попадаются, высаживаем. А так никто не жалуется на повышение цен. Да и смысл жаловаться – проблему это не решит, а вот настроение многим подпортит.

Несмотря на уверения кондуктора в том, что горожане не возмущаются, разговор о подорожании проезда быстро привлек внимание пассажиров. Одна девушка поспешила выразить свое недовольство:

А почему повысились цены на проезд? Подорожал бензин, нефть? Вот так всегда, цены растут, а заработная плата не меняется!

На вопрос, ездила ли она бесплатно, молодая женщина смущенно ответила:

Бывало, но очень редко, стараюсь всегда платить за проезд.

Как оказалось, многие граждане платят за проезд даже не потому, что ратуют за добропорядочность. Просто им дороги нервы.

Зарплата хоть и небольшая, но за проезд плачу всегда – рассказала нам одна из пассажирок лет 40. – Не хочется лишний раз конфликтовать, да и кондукторов жалко. Работа у них тяжелая, это же сколько безбилетников ловить за смену и со всеми спорить – нервов не наберешься. А ведь они тоже люди, нельзя так относиться к чужой работе.

Точной статистики нет, но если верить экспертам, «зайцы» составляют 5 %  от общего числа пассажиров. К часу пик количество халявщиков увеличивается до 12 %. В основном, это молодые люди в возрасте 18-24 лет и нетрезвые граждане. Статистика гласит, что среди «зайцев»большой процент именно мужского населения. Я на личном опыте убедились в этом. Буквально через несколько минут после нашего разговора с кондуктором в салон троллейбуса зашел мужчина лет 40, прилично одетый. На протяжении нескольких остановок он о чем-то разговаривал по телефону, не обращая на «хозяйку» троллейбуса никакого внимания. А после громкого замечания лишь небрежно махнул в ее сторону: все равно скоро выйду. Получив свою порцию кондукторского гнева и огрызнувшись в ответ, он сошел на следующей остановке и оставив после себя неприятное напряжение. Дальше все ехали молча. Кондуктор обиженно считала билеты. Шестой «заяц» за смену. Стыдно должно быть, господа, стыдно.

А я пришла к выводу, что рост цен на проезд и даже уровень доходов совсем не влияет на «безбилетников». Конечно, бывают разные случаи. Допустим, человек действительно забыл или потерял кошелек, а планерка на работе уже 5 минут, как началась, в таком случае остается только проехаться «зайцем». Хотя можно объяснить все кондуктору, он ведь тоже человек, наверняка, поймет. На долю всех безбилетных «зайцев» приходится 2 % действительно случайных. Что же касается остальных – это останется на их совести.

Психологи считают, что пассажиры-зайцы появляются от недоверия к государству и принятых «сверху» законов. Мотивация «безбилетников» обычно такова – «у меня забрали деньги, значит и я недодам в казну». Тема «зайцев» – лишь верхушка айсберга. Пока между властью и простым народом не установятся доверительные отношения – она всегда будет актуальной. Причем, актуальной именно для нашей страны. Ведь в Европе, где люди преимущественно довольны жизнью, бесплатные покатушки на общественном транспорте, по мнению самих граждан, сродни преступлению.

«Заяц» не самый желанный зверь в общественном транспорте, и не самый лучший пример молодому поколению. Ведь чтобы изменить жизнь к лучшему, в том числе и решения властей, нужно начать с себя.

Ловили, ловим и будем ловить – улыбается кондуктор. – Держитесь, «зайцы»! Работа такая.

Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...