Сегодня: среда, 7 декабря 2016 г., 11:38
 
Реклама







загрузка...

Пассажирские перевозки Чебоксары-Новочебоксарск: история вопроса

11 февраля 2013, 13:23 | Максим Иванов | Комментарии (0)

10 февраля по решению Кабмина Чувашии произошло очередное повышение стоимости проезда в общественном транспорте. По утверждению чиновников, это делается «в целях обеспечения устойчивой работы общественного пассажирского транспорта и социальной защиты населения». Попробуем разобраться, поможет ли эта мера улучшить качество пассажирских перевозок?

В последние годы повышение цен на проезд в общественном транспорте стало некой традицией. Без томительного ожидания новых цен даже скучно. Но и без этого тема пассажирских перевозок постоянно служит пищей для разговоров и споров.

15 лет назад между Чебоксарами и Новочебоксарском ходили четыре маршрута: 101 (конечная в Чебоксарах — «Энергозапчасть»), 101с («Новое село»), 111э («Привокзальная») и 156 («Аэропорт»). Больше ничего официального между городами не передвигалось. В часы пик с Ельниково и Юраково — а это почти половина города — уехать было крайне проблематично. Приходилось сначала ехать до конечной («Сокол» или «Автостанция»), а уже оттуда отправляться в Чебоксары.

Многие, наверняка, помнят картину...Раннее утро. На «Соколе» толпится народ: человек сто. Большинство студенты. К остановке подъезжает 101с. Как только автобус замедляет ход, к дверям в едином порыве устремляются десятки людей. Чтобы успеть залезть первыми и занять сидячие места. Порой приходится толкаться только для того, чтобы уехать стоя. Хотя бы на одной ноге. 

Сегодня подобное кажется дикостью. Однако иногда приходится сталкиваться с подобным, когда человек тридцать с боем берут маршрутки, идущие в Новочебоксарск. Впрочем, в девяностые все было гораздо хуже.

Если сравнивать качество перевозок с тем, что было 10-15 лет назад, сейчас все просто замечательно. Если оценивать с точки зрения, как должно быть — по прежнему плохо. 

В начале 2000-х годов между городами уже ходили 13(!) автобусных маршрутов. Вспомним их поименно: 101, 101с, 101э, 111э, 156, 190, 220, 226, 228, 232, 234, 235, 240э. При этом уже работали несколько маршрутов, на которых курсировали «ГАЗели». 

Золотое было время. Но продлилось оно недолго. Один за другим начали исчезать автобусные маршруты, сейчас количество автобусов можно пересчитать по пальцам. В итоге автобусы вчистую проиграли битву «маршруткам» — «маршрутки» банально дешевле в эксплуатации в силу множества причин. Отметим, что в самом Новочебоксарске потерпели поражение троллейбусы.

Больше всего критики от пассажиров, регулярно совершающих перезды между Чебоксарами и Новочебоксарском, традиционно получает ГУП «Чувашавтотранс» (автобусные маршруты между городами находятся в его ведении). Ситуация на предприятии тяжелая. По данным Минимущества Чувашии, на 1 января 2013 года ГУП «Чувашавторанс» имел только просроченную кредитную задолженность в размере 14,5 млн. рублей, занимая первое место по республике. 

Дабы «спасти» предприятие, 29 января была создана рабочая группа, куда вошли представители пяти ведомств республики. Сомнительно, что чиновники смогут исправить ситуацию, ведь проблемы копились десятилетиями. Но пусть они хотя бы выяснят, зачем перед Новым годом руководство «Чувашавтотранс» хотело купить внедорожник SsangYong Rexton за 1,3 млн. рублей (аукцион в итоге не состоялся). Как раз столько стоит новенький ПАЗ в базовой комплектации. Заодно можно поменять лозунг: «Перемещая людей, продвигаем города». 

Решить проблему автобусных перевозок, на наш взгляд, можно несколькими способами: власти начнут нормально дотировать государственных перевозчиков и запретят маршрутки. Но ни на один из этих сценариев чиновники в ближайшие годы не пойдут. 

Кроме того, автобусы должны ходить по расписанию. А расписание должно находиться в открытом доступе. Эти два предложения вроде должны быть аксиомой для «Чувашавтотранса» и других предприятий. На деле, несмотря на установку ГЛОНАСС-навигаторов, автобусы не всегда приходят вовремя. При всем при этом, расписание неизвестно пассажирам. То есть тем, кто платит деньги. Где логика?

В Европе на каждой остановке висит расписание, которое соблюдается минута в минуту. Что мешает организовать подобное «Чувашавтотрансу»? Если пассажиры будут знать расписание, они будут выходить на остановку к приезду автобуса. И их не будут «перехватывать» маршрутчики. Заполняемость машин увеличится. А с ней и прибыль.

С 10 февраля проезд между городами стоит 19 рублей. Не все, наверное, знают, но это дешевле, чем три года назад. В начале 2010 года при попустительстве властей проезд подорожал до 25 рублей (городские «маршрутки» тогда стоили 12 рублей). 

На запросы горожан чиновники отвечали следующим образом. Стоимость проезда на пригородных маршрутах складывается из длины маршрута и стоимости 1 км в пригороде. Протяженность маршрутов между городами — от 16,4 до 29 км, стоимость 1 км — 1,56 руб. То есть цена может быть от 26 до 45 рублей. Но, дескать, «в целях социальной защиты населения», цены установлены минимально возможные. Смешно то, что расстояние между двумя городами всего 5 км (а сейчас меньше 2 км). Городские километры считали как пригородные. Вот такая была арифметика. 

В начале 2011 года волевым решением президента Чувашии была установлена новая цена — 15 рублей. При этом проезд в городских «маршрутах» подорожал до 12 рублей. В ответ пригородные «маршрутчики» грозились объявить забастовку — только вчера они получали с каждого пассажира по 25 рублей, а с 1 февраля 2011 года на 40% меньше. 

В результате часть «маршрутчиков» ушли с пригородных перевозок на внутригородские. Ходили слухи, что данное решение — происки «Чувашавтотранса», пытавшегося выдавить «маршрутки» и заменить их своими автобусами. Вначале так и было — между городами бодро курсировали новенькие «Богданы» и ПАЗы. Где они теперь?

Самое интересное, недовольные были всегда. Было 25 рублей — не нравилось, что дорого. Стало 15 рублей — не нравится, что сложно уехать. Возможно, надо было снизить проезд до 20 рублей. 

Раньше Кабмин Чувашии утверждал предельно допустимые цены, теперь «маршрутки», автобусы и троллейбусы по всей республике используют единые фиксированные тарифы. Хотя в том же Новочебоксарске протяженность маршрутов в разы меньше. Ставит под сомнение  адекватность авторов постановления и тот факт, что в Канаше и Чебоксарах имеется существенная разница в уровне доходов. А цены на проезд одинаковые.

Рост цен на проезд в последние годы регулярно опережает инфляцию. В 2011 году в России официальная инфляция составила 6,1%, в 2012-м — 6,6%. Стоимость проезда между Чебоксарами и Новочебоксарском при этом возросла на 13,3% (2011 год) и 11,7% (2012 год). Но все равно «Чувашавтотранс» в 2013 году по прогнозу получит убытки в размере 99 млн. рублей.

Сейчас проезд подорожал на 2 рубля. Предположим, средний человек совершает 50-60 поездок в месяц. Получается 100-120 рублей в месяц. Полкило колбасы. Много это или мало?

В нынешнее повышение цен власти попытались подсластить горькую пилюлю. Проезд будет дешевле на 1 рубль при безналичной системе оплаты. Для этого у граждан должны быть транспортные карты или электронные проездные, а в салоне транспорта — считывающее устройство. В пригородных «маршрутах» таких устройств нет. И неизвестно, появятся ли. 

В конце 80-х годов существовал проект троллейбусной линии между городами. Теперь хотят пустить электробусы. Но на такие дорогостоящие проекты у республиканских и муниципальных властей денег нет. И не будет. 

Собственно, проблема только одна — сложно уехать в часы пик. Утром — в Чебоксары, вечером — в Новочебоксарск. Именно ее надо решать. 

Власти обещают во время пиковых нагрузок выпускать на линию дополнительные вместительные автобусы. Но на вопрос «когда», пока не отвечают.
 
 
Система Orphus Добавить новость

18+


Реклама


Комментарии


загрузка...









загрузка...




загрузка...