Сегодня: воскресенье, 24 сентября 2017 года
Курс валют: USD 92,92 EUR 57,65
Пробки: 2
Погода: +10 °C Облачно Ветер: 4 м/с Влажность: 62%
Новочебоксарский полигон раздора
На прошлой неделе премьер-министр Чувашии Иван Моторин на специальном совещании установил 2013 год как «окончательную» дату ввода в действие нового полигона твердых бытовых отходов (ТБО). Предыдущая «окончательная» дата была, как легко догадаться, назначена на 2012 год. Вообще же этой истории пошел уже третий десяток лет
28 января 2013, 12:03 | Максим Иванов

Пихтулинская свалка, запущенная в 1964 году, исчерпала проектный ресурс во второй половине 80-х годов. Но отходы с Чебоксар, Новочебокарска и Чебоксарского района по-прежнему вывозятся на ее территорию, ежегодно повышая высоту мусорной горы на десятки сантиметров. Дабы не повторить судьбу древних, чиновники в начале 2000-х годов твердо решили не допустить дальнейшее строительство «вавилонской башни».

На выбор места для будущего полигона твердых бытовых отходов ушло несколько лет. Чебоксарский район густо населен, и свободную землю пришлось искать долго. В 2008 году площадка была найдена — участок около 40 га в санитарно-защитной зоне «Химпрома», рядом с дорогой «Новочебоксарск–Атлашево». Еще три года искали средства на строительство полигона. Наконец, активные работы начались в 2011 году.

План был таков: запустить летом 2012 года 1-ю очередь полигона и начать рекультивацию пихтулинской свалки. Плюс построить мусороперерабатывающий завод и объездную дорогу к ТБО. Завод нужен для того, чтобы часть мусора отправлять на переработку, а остальную часть — хоронить в виде брикетов в спрессованном виде. Это позволит продлить срок службы полигона ТБО как минимум до 40 лет. Объездная дорога нужна для того, чтобы мусоровозы подъезжали к пункту назначения, минуя новочебоксарские улицы. Дорогой также будут пользоваться грузовики и фуры, направляющиеся в промзону Новочебоксарска. Сроки строительства завода и дороги не озвучивались, но подразумевалось, что единый комплекс заработает одновременно. 

Настала «выборная» осень 2011 года, и полигон ТБО стал ареной для политических игр. По Новочебоксарску поползи слухи о том, что на полигоне будут хоронить опасные отходы с «Химпрома». Заговорили и о ядерных отходах. Экологическая карта была неплохо разыграна партией «Справедливая Россия». Благодаря этому ей удалось занять второе место в городе на выборах в Госдуму России 4 декабря 2011 года. «Единая Россия» также использовала полигон в своих интересах: горожан уверяли в экологической безопасности проекта и его скором вводе в эксплуатацию. 

Пару слов об экологии. При соблюдении всех норм при строительстве и функционировании полигона негативное влияние на природу будет существенно меньше, чем оказывает пихтулинская свалка в ее нынешнем состоянии. Кроме того, пихтулинская свалка находится в 4,5 км от ближайших жилых кварталов Новочебоксарска, а полигон ТБО — в 6 км. Это к вопросу о географии. 

Прошло лето 2012 года, настала осень, а за ней зима. Полигон так и не заработал. Официальная причина, озвученная на днях премьер-министром Иваном Моториным, трения между заказчиками (Минприроды, администрации Новочебоксарска и Чебоксар), подрядчиками (ООО «ТСК Парнас» и ООО «Воддорстрой») и проектной организацией (институт «Чувашгипроводхоз»). 


 

Все валят друг на друга, и кто виноват — сказать сложно. Но то, что вокруг полигона крутятся немалые деньги, это очевидно.

 


До сих пор не решено, где будет стоять завод по переработке и прессовке мусора. Обе городские администрации тянут одеяло на себя. Инвестор — марийская группа компаний «ОДИС» — хочет строить завод рядом с пихтулинской свалкой. Новочебоксарская администрация предлагает остановиться на первоначальном варианте.

Заодно горадминистрация хочет разорвать контракт с главным подрядчиком — ООО «Парнас», нерадиво относящимся к строительству. «Парнас» же указывает на несвоевременное финансирование. В таком случае придется объявлять новый конкурс и искать нового подрядчика. А это очередные месяцы простоя. 

Зато на строительство объездной дороги чебоксарская администрация уже объявила конкурс. Его итоги станут известны в начале февраля. Это будет двухполосная дорога IV категории. Дорога, по оптимистичным прогнозам, должна быть построена к концу 2013 году. Скорее всего она пройдет от автодороги «Вятка» мимо деревень Авдан-Сирмы и Большое Князь Теняково, насквозь пересечет Толиково и вдоль Кодеркасов выйдет к промзоне Новочебоксарска. Жители Толиково категорически против того, чтобы в центре деревни появилась дорога.


 

На публичных слушаниях жители заявили единогласное «нет». Их выслушали, и решили... не менять первоначальный проект — другие варианты обойдутся существенно дороже. 

 


Когда же наконец под Новочебоксарском заработает полигон ТБО, построят завод и появится дорога, сказать сложно. Но точно не в 2013 году, несмотря на заявление Ивана Моторина о том, что это «конечная дата и никакие переносы не обсуждаются». Не успеют.

Даже если каким-то чудом удастся запустить 1-ю очередь полигона до конца года, где будет происходить прессовка мусора в брикеты? По какой дороге будут ездить мусоровозы из Чебоксар? Когда начнут засыпать землей пихтулинскую свалку? Куча вопросов, и ни одного ответа. 

Но есть и еще один вопрос, который пока замалчивается: насколько поднимется плата за вывоз мусора. Расходы компаний, занимающихся сбором и перевозкой мусора, в ближайшие годы непременно возрастут. Увеличится расстояние при перевозке, затрачиваемое время. Тот же инвестор, вкладывающий деньги в постройку мусороперерабатыващего завода, наверняка собирается с проекта получить определенную прибыль. Получается, часть многомиллионных расходов ляжет на плечи налогоплательщиков. А, значит, нужно ждать повышения тарифов. Каким оно будет — скоро узнаем. 

Перейти в раздел

Письмо в редакцию
comments powered by HyperComments
Строительство
Архитекторы выступили против 26-этажной высотки в центре Чебоксар

По их мнению, здание по улице Карла Маркса не может быть выше 14 этажей

ТЕМА ДНЯ

"Дом у Волги" – иногда это не просто рекламный слоган застройщика, за которым по сути ничего не стоит. Бывает все и по-настоящему 

Республика заняла 12 место в рейтинге регионов по приверженности населения здоровому образу жизни

Мы побывали в старинном городе, который находится вдали от главных дорог, и делимся своими впечатлениями от его посещения

При этом большинство из них либо откажутся от отдыха, либо предпочтут внутренний туризм